Что такое Hi-end на самом деле?

В этой небольшой статье я бы хотел разобраться, что же такое, Hi-end о котором, так много пишется и говорится, но тень его всегда исчезает, как только вы стараетесь к ней приблизится. Но остаются только некоторые в большом количестве красивые системы в магазинах или шикарно описанные на различных форумах схемы, претендующие на это великое звание, но все не так просто как хотелось бы. Когда вы решаетесь создать у себя дома желаемую систему из этих отдельных агрегатов хай-энда, то зачастую бывает, что ваши приложенные усилия схожи с погонью за своей тенью – она убегает  от вас и как не старайся, догнать ее невозможно. То оказывается, что этот прекрасный усилитель не совсем подходит для таких же чудесных колонок (или все на оборот), то вам говорят – ваша комната не той формы и размера, то стены, к глубокому сожалению, железобетонные (а других вы не имеете!). Или образованные люди (в основном это инженеры — электронщики) говорят вам, что у вашего любимого самодельного усилителя, например, узкая полоса пропускания или довольно высокий КНИ из-за «якобы неправильной» схематики и строя из себя аудио-спеца, отправляют вас поучиться в глубокие дебри теорий… (а если вы спросите у него на чем он слушает сам, то, как правило, получается, что его система долгие годы в разработке, а сейчас эксплуатирует Амфитон с увеличенной мощностью и колонками 35АС). И так далее в том же духе.

А время, силы, да и деньги тоже уходят,… Кто не бывал в такой грустной ситуации? А может Hi-end не существует? Я думаю Hi-end конечно еще жив, безусловно, надо правильно подходить к формулировке данного понятия и возможно тогда проще станет в построение аудиосистемы, соответствующей этим требованиям. Существует простой выход, всеволишь пойти в хорошую фирму и приобрести готовую аудиосистему. Но надо заметить, что в таком случае серьезная и уважающая себя компания должна вам продать выбранный комплект аппаратуры с обязательной установкой и подключением у вас дома, где она будет эксплуатироваться, а не ее отдельные части. И цена такого удовольствия станет примерно от 15 000 $ (в него входит усилитель, колонки, CD- проигрыватель и винила).

Но я уверен, что окажется эта по всем параметрам прекрасно звучащая аппаратура через какой-то отрезок времени вам надоест и захочется чего-то совершенно нового. И пожалуйста, не старайтесь разобраться в характеристиках составных блоков, и тем более, не стоит изучать внутренности аппаратуры, из каких элементов сделана эта прекрасно звучащая аудиосистема – вы, скорее всего, разочаруетесь, как правило, окажется, что все части сделаны из обыкновенных деталей по стандартной схеме и ни каких намеков на тот  Hi-end, о котором много написано в журналах и особенно много на  аудио форумах – там вовсе нет. В акустических колонках вы, к примеру, сможете увидеть обыкновенные серийные динамики…. Выходит вас «надули»? Вовсе  нет! Просто немалую часть тех денег, что вы затратили  компания взяла себе за то, что она грамотно  умеет стыковать различные блоки в высококачественную аудиосистему. Поэтому данная статья больше пригодиться тем читателям, которые сами решаться попробовать собрать качественную систему из обыкновенных деталей и узлов и тем самым сберечь большую часть денег. А грубые попытки изучить «потроха» фирменных систем с целью узнать, где находиться секрет их отличного звучания схожи с попытками патологоанатома путем вскрытия трупа выяснить, отчего это  тело при жизни было таким прекрасным и чудесным человеком…

В первую очередь надо признать, что нет совершенно идеальной аудиосистемы, которая смогла бы удовлетворить всех меломанов своим звучанием. По большей части мы подходим к оцениванию звучания субъективно и всегда появится человек с  необычными  предпочтениями, который плохо оценит изделие высочайшего качества. Исходя из этого можно сделать определение хай – энда. это системы, созданные для среднестатистического слушателя, который высоко ценит в звучании высококачественной аудиосистемы ее возможность максимально точно довести музыкальную атмосферу зала, в котором сделали запись (насколько позволит качество записи). Дальнейшие мои  рассуждения будут изолгаться исходя из этого определения хай-энда .

Правда, нужно  сделать маленькое отступление в плане электронной музыки. Существую мощные программы, к примеру, Cubase, которая позволяет создать треки без студии. Но все таки даже при грамотном подходе создания таких композиций при их прослушивании появляется впечатление диффузности сцены, замечу ей в плюс  музыка довольно часто весьма интересна и богата эффектами. Да уж, мы с вами живем в прекрасное время, нам везде предлагаю красивый эрзац вместо реалий, и выбор за вами что предпочесть. С учетом реалий электронной музыки нужно добавить – передачу замысла создателя трека. Если такой вообще существовал,… возможно, скоро появятся абсолютно полностью процессорные треки,… но в таком случае никакой хай-энд. как и скрипач, уже не будет нужен и станут явью унылые пророчества кинофильма «Кин-дза-дза» — но пока опустим эти кошмары и вернемся к нашей теме. Одно из довольно часто встречающихся заблуждений в широко  предлагаемом определении хай — энда – это определении как аудиосистемы « с минимальными искажениями». Данное определение страдает существенными недостатками:

1 – довольно трудно конкретизировать, что за  искажения имеются ввиду и каковы должны быть  их численные значения!

2 – с точки зрения философии некорректно в качестве основы чего-либо ставить негатив (в выше указанном случае борьбу с ненужными искажениями).

Такой подход к Hi-end неизбежно приведет в тупик из-за отсутствия криативного решения. И о другой не мало важной крайности в подходе к сотворению хай-энда – это доведение дизайна лицевой панели электронных блоков и, в частности, внешнего вида акустических систем до абсолютного совершенства – т.е. создание аудиосистем с привязкой их внешних данных с дизайном помещения (гостиной, офиса и т.п.), с предполагаемой возможностью в дальнейшем расширением до формата 5.1 для домашних кинотеатров. По встречающимся отзывам консультантов магазинов такой вид «Hi-end» продается на ура и владельцам дает не плохие доходы, однако о качестве звучания здесь вообще что-то говорить затруднительно, потому что покупателей данного вида «Hi-end» это качество, как правило, не интересует – звучит нормально – ну и ладно. Как правило, единственный вопрос касаемый звучания, который задают покупатели данного вида систем – это хватит ли мощности басов для озвучивания фильмов из жанра катастрофы.

Но с другой стороны, я против абсолютной аморфности в определении качества аудиосистем – довольно часто можно услышать модное выражение, что «надо слушать, пробовать и выбирать для себя наилучшее решение». Данный подход, несомненно, очень толерантен, но, как правило, может быть полезен в случае, когда мы говорим о не очень профессиональной сборке самодельной аудио аппаратуры для личного использования, как правило, для не очень требовательного слушателя или для фанатов, для которого собственная самоделка (или довольно дорого приобретенная «мечта») всегда будет звучать приятнее. Но когда мы задумали сконструировать аудио аппаратуру высочайшего класса, этот подход нельзя назвать правильным по той причине, что понятие «свой звук» или еще, к примеру «мне нравиться это звучание» будут страдать неопределенностью и, как правило, являются результатом собственного прослушивания, сделанного без какой- либо методики и нужной подготовки.

Исходя из выше указанного для последующего обсуждения вопроса критериев для оценки Hi-end очень важное значение будут иметь три основных момента:

1-      Описание требований к аудио аппаратуре

2-      Помещение для прослушивания

3-      Методика прослушивания

Причем замечу очень важным моментом будет являться тот факт, что на мой личный взгляд, не имеет смысла говорить о прослушивании отдельных блоков системы – ИГРАЕТ ВЕСЬ АУДИО КОМПЛЕКС. причем он должен играть в конкретном помещении. Нужно с большой осторожностью читать в красочных дорогих журналах описания прослушивания, к примеру, колонок – сколько много эпитетов, оценок и восторгов – но если вдруг вы решитесь на покупку данных колонок, то с большой вероятностью того, что вы не сможете услышать и половины того, что было в статье журнала. И не надо грешить на автора статьи, что он лукавил или ваша древняя аппаратура плоха – а довольно просто потому, что в вашей комнате вряд-ли окажутся точно теже компоненты аудио тракта, которые использовали при прослушивании авторы статей в журналах. И скажу с уверенность у вас не будет точно такой же комнаты для прослушивания. Другими словами не надо доверять тем продавцам техники, которые говорят, что вот такой, например, аудио усилитель класса Hi-end будет бесподобно играть с любыми колонками такого же класса (и наоборот) только потому, что это — Hi-end. Или видя на еВае трансформаторы, а также конденсаторы и другие радиодетали с отметкой Hi-end – это вовсе абсурд. Несомненно, есть радиодетали с отличными показателями, и есть похуже, но покупка супер качественных элементов еще не дает гарантии супер звука сделанных из этих деталей блоков аудио тракта в целом. Очень важна грамотная стыковка всех деталей и что часто упускается стыковка системы с помещением. А также может быть достаточно, собрать систему из обычных недорогих узлов и рядовых деталей.

  Начинать нужно с помещения потому, что вы должны планировать конкретное место для собираемой аудиосистемы. При определении выходной мощности, нужной для акустической системы важен объем помещения. Как правило, объем гостиной не превышает 70-80 кубических метров и для таких комнат при прослушивании на средней громкости редко понадобиться мощность более 10-15 ватт. Большое количество любителей аудио записей признают, что слушают музыку на громкости, соответствующей примерно 0,5-1 ватт. С повышение кубатуры комнаты и растет нужная выходная мощность, но в любом случае для бытовых помещений и 50 ватт хватает с лихвой. Если ваши стены бетонные то было бы не плохо их покрыть местами коврами, а особенно если противоположные стены имеют большую площадь без дверей и окон. Деревянные и гипсовые стены в основном не нужно чем-то  покрывать. Но все же большое количество поглотительного материала в помещении также нежелательно, звук потеряет живость и возможно станет плоским, присутствие небольшого количества отражений даже желательно.

  Акустика. К большому сожалению довольно много акустики, имеющейся в магазинах – многополосные акустические системы с низкой чувствительностью (меньше 90 дБ) и довольно сложным импедансом из-за присутствия разделительных фильтров. Фактически данные системы созданы для транзисторных усилителей мощности, главной особенностью которых очень низкое выходное сопротивление. Большое число ламповых усилителей изготовленных на триодах имеют более высокое выходное сопротивление и  меньшую выходную мощность. Я имею в виду, что практически вся сегодня продаваемая акустика не подходит для лампового Hi-end. Если они как-то смогут звучать при средней и большой громкости, то на небольшой громкости ламповый хай-энд не сможет пробить кроссоверы и раскачать низко чувствительные динамики и по этому звук рассыпается, становиться скучным и бесформленым. Для ламповых усилителей, чтобы была возможность услышать всю красоту их тонкого и детального звука на небольшой громкости необходима акустика с высокочувствительными широкополосными динамиками (типа Visaton B200 и т.п.).

Пока на этом закончим, продолжение следует…

Рекомендуем ознакомится: http://muz-mics.ru