АКСЕЛЕРАЦИЯ И РЕТАРДАЦИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Развитие ребенка представляет собой сложный про­цесс и для каждого индивидуума характеризуется рядом особенностей, определяемых различиями генетического кода и всей многоцветной мозаикой условий человеческой жизни. Именно эти обстоятельства и определяют столь ши­рокий полиморфизм индивидуальностей, но вместе с тем при всем разнообразии развитие включает и ряд общих закономерностей.

На основании наиболее типичных для каждого возра­ста морфофункциональных особенностей и осуществляет­ся возрастная периодизация онтогенеза человека. Наряду с типичным развитием, характерным для большинства представителей данной возрастно-половой группы, неред­ко встречаются разнообразные отклонения, которые легко свести к двум основным типам.

1. Акселерация развития (от лат. acceleratio — уско­рение) — ускорение физического развития и функциональ­ных систем организма детей и подростков.

2. Ретардация развития (от лат. retardatio — замедле­ние, задержка) —задержка физического развития и фор­мирования функциональных систем организма детей и подростков.

Термин «акселерация» был предложен в 1935 г. немец­ким ученым Е. Кохом и первоначально обозначал лишь ускорение роста и созревания детей и подростков XX в. в сравнении с темпами роста и созревания детей и подрост­ков того же возраста конца XIX в.

В настоящее время термин «акселерация» употребля­ется в основном в двух значениях: акселерация эпохаль­ная и внутригрупповая. Эпохальная акселерация обозна­чает ускорение физического развития современных детей

и подростков в сравнении с предшествующими поколени­ями. Массовые обследования физического развития детей различного возраста показали, что многие функциональ­ные системы детей и подростков значительно опережают хронологию развития, типичную для них 30—50 лет назад. Длина тела новорожденных за это время увеличилась на 2—2,5 см, а их масса на 0,5 кг. Длина тела у пятнадцати­летних увеличилась на 6—10 см, а масса — на 3—10 кг (в сравнении с подростками начала века). Значительно быстрее происходит развитие некоторых отделов скелета и эндокринной системы, обеспечивающей и более раннее половое созревание (на два года раньше, чем это было в начале века). Сократилась продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем кончается в 16—19 лет, а 50 лет назад люди достигали максимального роста к 25—26 годам.

Существуют убедительные доказательства акселера­ции развития сердечно-сосудистой, дыхательной и двига­тельной систем детей и подростков, что, возможно, привело к «омоложению» спортивных рекордов (табл. 4).

Таблица 4. Влияние акселерации на некоторые двигательные качества у школьников, специально не занимающихся спортом

Мальчики 14 лет

Акселерация физических показателей развития стиму­лировала и психическое развитие, поскольку между физи­ческим и психическим развитием существует тесная вза­имосвязь (см. разд. 2.4). Возможно, ускорение психичес­кого развития обусловлено также научно-техническим прогрессом, повышением образовательного ценза родите­лей и совершенствованием системы народного образова­ния. В этой связи правильнее говорить о двух типах пси­хической акселерации: один обусловлен более ранним со­зреванием морфофункциональной основы психики, дру­гой — социальным прогрессом.

Наряду с термином «эпохальная акселерация» в со­временной научной литературе иногда используют понятия «вековая тенденция» и «эпохальные изменения», которые

трактуются более широко. Под этими терминами понима­ются также многие изменения биологии современного че­ловека: увеличение репродуктивного периода у женщин, удлинение продолжительности жизни, изменения в харак­тере и распространении заболеваний и др.

Под внутригрупповой акселерацией понимают ускоре­ние физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие де­ти составляют 13—20 % от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, боль­шая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15—17 годам) и несколько быстрее, как полагают боль­шинство ученых, осуществляется психическое развитие.

Явление ретардации развития детей и подростков интересует ученых главным образом в связи с решением про­блемы школьной зрелости (М. В. Антропова, С. М. Тром­бах и др.). Число ретардированных детей внутри возраст­ных групп достигает 13—20 %, и это особенно важно учи­тывать при поступлении детей в школу. Определение сте­пени школьной зрелости поступающих в школу детей по­может своевременно организовать специальные группы для детей с замедленным физическим развитием, успеш­ное обучение которых возможно только при условии адек­ватной учебно-воспитательной работы. В некоторых слу­чаях для предупреждения нарушений здоровья ретардированных детей целесообразна даже временная отсрочка их поступления в школу.

Биологические механизмы ретардации физического развития детей и подростков мало изучены. Важное зна­чение имеют эндогенные и экзогенные причины. К первым относятся различные наследственные, врожденные и при­обретенные в постнатальном онтогенезе органические на­рушения, ко вторым — различные факторы социального характера.

Вопросы акселерации физического и психического раз­вития детей и подростков в настоящее время занимают биологов, медиков, психологов, педагогов и социологов всего мира. В 1965 г. в СССР состоялся специальный меж­дународный симпозиум, на котором были подведены итоги исследования этой проблемы и разработаны перспективы ее дальнейшего решения. Столь пристальное внимание к проблеме акселерации объясняется просто — ее решение имеет большое практическое значение. Более раннее развитие детей и подростков требует пересмотра методов обу­чения, изменения форм полового, физического и эстети­ческого воспитания молодежи, пересмотра возрастных возможностей человека, что особенно важно для совер­шенствования подготовки рабочих кадров через систему профессионально-технического образования и т. п. Реше­ние этих вопросов предусмотрено в комплексе мероприя­тий преобразования общеобразовательной и профессио­нальной школы, разработанных в соответствии с поста­новлением Верховного Совета СССР об Основных направ­лениях реформы общеобразовательной и профессиональ­ной школы (1984).

К сожалению, явление акселерации не всегда положи­тельным образом сказывается на функциональных воз­можностях детского организма. Есть доказательства, что у акселерированных детей рост и развитие сердца отстает от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, создаются предпосылки для развития сер­дечно-сосудистых заболеваний (Р. А. Калюжная, 1973).

Биологические механизмы акселерации пока не выяс­нены. Можно полагать, что причины акселерации физичес­кого развития различны и наиболее существенными яв­ляются следующие.

1. Эффект гетерозиса, связанного с широкой мигра­цией современного населения и увеличением количества смешанных браков. При этом потомство первого поколе
ния обладает временным преимуществом в физическом развитии.

2. Урбанизация населения (увеличение городского на­селения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.

3. Увеличение уровня радиации на Земле, величина ко­торого вследствие широкого применения ионизирующих излучений и радиоактивных веществ в военных и мирных

целях существенно возросла по сравнению с существовав­шим ранее естественным радиоактивным фоном нашей планеты.

4. Улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни населения промышленно развитых стран. Один из вопросов, особенно занимающих сейчас иссле­дователей, — какова роль акселерации в эволюции чело­века? Наследственные или ненаследственные изменения лежат в основе этого явления? Ответить на эти вопросы пока трудно, но научные данные последних лет свидетель­ствуют о снижении темпов физического развития детей и

подростков. Очевидно, акселерация — явление временное, и связана она с модификационной изменчивостью ряда морфофункциональных признаков человеческого орга­низма (см. разд. 3.5.3). Например, такой показатель, как рост, находится в тесной зависимости от условий питания, устойчивости организма к заболеваниям, санитарных усло­вий, жилища и от многих других. Вполне естественно, что улучшение этих условий способствует ускорению темпов физического развития. Однако эти изменения не являются беспредельными и ограничены рамками наследственной программы развития.

Рекомендуем к прочтению: http://studopedia.ru