Рабочая программа подготовительной к школе группы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Сказка» муниципального образования – Путятинский район Рязанской области

1. Пояснительная записка

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 6-7 лет по развитию детей подготовительной группы №1 разработана в соответствии с образовательной программой "Мир открытий" МДОУ «Сказка» в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 6-7 лет по развитию детей разработана педагогами подготовительной группы №1 муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» муниципального образования – Путятинский муниципальный район Рязанской области Ухановой Татьяной Николаевной и Шашуриной Светланой Викторовной.

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 6-7 лет по развитию детей подготовительной группы №1 (далее Программа) разработана в соответствии нормативно-правовыми документами разного уровня: федерального, регионального, муниципального, а также внутренними локальными актами, регулирующими деятельность учреждения.

Воспитательно- образовательный процесс в группе осуществляют квалифицированные педагоги: два воспитателя, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Содержание Программы учитывает также возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в группе.

По наполняемости группа соответствует требованиям СанПиН и Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования.

Подготовительная группа №1 однородна по возрастному составу – дети 6-7 лет – 1 группа (19 детей): 9 девочек и 10 мальчиков.

Рабочая программа обеспечивает разностороннее комплексное развитие детей в возрасте 6-7х лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому с учётом интересов и потребностей семей воспитанников, а также с учетом сложившихся в МДОУ физкультурно-оздоровительных и культурно-образовательных традиций.

Программа направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне ближайшего развития.

Программа направлена на охрану жизни, физического и психологического здоровья воспитанников, развитие индивидуальных склонностей и способностей, удовлетворение потребности детей младшего и дошкольного возраста в активном движении, достижение воспитанниками готовности к школе.

Основной целью программы является непрерывное накопление ребёнком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, социальных, нравственных, художественно-эстетических, исследовательских и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию успешной самореализации на всех этапах жизни.

Достижение поставленных целей требует решения определённых задач. Для успешной деятельности по реализации рабочей программы необходимо:

– сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

– развивать физические, интеллектуальные и личностные качества детей;

– учитывать в образовательном процессе возрастные особенности и индивидуальные возможности детей;

– синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-личностное, интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие;

– формировать общую культуру ребёнка;

– приобщать детей к общечеловеческим ценностям;

– формировать предпосылки учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность ребёнка;

– выстраивать взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения их полноценного развития;

– оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Приоритетное направление деятельности подготовительной группы №1 по реализации программы определено:

Для общеразвивающей группы – создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития; а также создание условий, благоприятствующих становлению базисных характеристик личности дошкольника, отвечающих современным требованиям; познавательно-речевое развитие воспитанников;

В ходе проектирования учитывались рекомендации примерной образовательной программы дошкольного образования, образовательные потребности и запросы воспитанников, теоретические положения комплексной программы и УМК «Мир открытий» (под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой), а также комплекса парциальных программ: Петерсон Л.Г. Кочемасовой Е.Е. Е.В.Колесникова. Ушаковой О.С. и др. «Программа по развитию речи дошкольников», Гераскиной Л. «Ожидание чуда», Стеркиной Р.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Комплект парциальных программ определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, создание предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их физическом и (или) психическом развитии.

Образовательный процесс в подготовительной группе базируется на принципах:

- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

В жизни каждой семьи однажды наступает радостный момент: подросший малыш с новеньким ранцем за спиной и букетом в руках направляется первый раз в первый класс. И конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает вопрос: как подготовить их к школе, к предстоящему труду?

Так, подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводиться к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшем школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знании по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Исходя и того, что в 2013-2014 учебном году педагогическая работа дошкольного учреждения направлена на развитие речи детей и игровую деятельность, в соответствии с этим были определены задачи группы:

1. Продолжать работу по укреплению здоровья детей

2. Расширять представления детей о родной стране, о государствен­ных и народных праздниках. Воспитывать любовь к Родине. Расширять представление о родном крае, городе, сете.

3. Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности, растительном и животном мире. Формировать на­чала экологической культуры.

4. Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произно­шения всех звуков родного языка, расширять и активизировать сло­варь. продолжать развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи. Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу.

5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща. Формировать доброже­лательное и уважительное отношение к сверстникам разных нацио­нальностей.

6. Продолжать развивать у детей внимание, воспитывать усидчивость, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); проявлять настойчивость, целеустремлен­ность в достижении конечного результата.

7. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, до­водить начатое дело до конца, выполнять установленные нормы пове­дения, в своих поступках следовать хорошему примеру .

8. Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству.

9. Продолжать развивать способность эстетического восприятия дей­ствительности и произведений искусства, умение чувствовать их ха­рактер, настроение, выделять выразительные средства.

10. Продолжать обучать практическим навыкам рисования, лепки, вы­разительного чтения, рассказывания, развивать певческие навыки и исполнительское умение в танцах.

11. Развивать художественно-творческие способности, поэтический и музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы, композиции.

Основными принципами отбора материала и логики структуры программы, являются:

- Принцип развития, предполагающий ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом значимость усвоения детьми знаний, овладение умениями и навыками сохраняется как средство для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования.

- Принцип гуманитаризации содержания образования рассматривается как усиление гуманитарной направленности предметов естественно-научного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение разнообразной творческой деятельности детей.

- Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время – сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Одним из путей реализации этого принципа является организация интегрированных занятий.

- Принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов. Возможный путь реализации этого принципа – сочетание, взаимосвязь и взаимодополняемость федерального и регионального компонентов содержания образования.

- Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по разному осуществляющих реализацию целей образования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого, вариативность обеспечивает дифференциацию образования, т.е. возможности индивидуального развития каждого ребенка. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка – гражданина РФ на получение равного с другими дошкольного и начального образования.

1.1. Возрастные особенности детей 6-7 лет

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие харак­терные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ре­бенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространст­во усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслежи­вать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупа­тель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажи­рами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появ­ления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, переда­ваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, воен­ные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.,

Изображение человека становится еще более детализированным и про­порциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются худо­жественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обоб­щенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют конструктивные основные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорци­ональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится конс­татировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, при­лагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем поз­навательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды).

РЕЖИМ ДНЯ

на холодный период года в подготовительной группе №1

МДОУ «Детский сад «Сказка» муниципального образования –

Путятинский муниципальный район Рязанской области