«Коррекционно-развивающее занятие «Зимушка-зима»

лариса шикова

«Коррекционно-развивающее занятие «Зимушка-зима»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Коррекционно – развивающее занятие «Зимушка – Зима»

Коррекционно – развивающее занятие с подгруппой детей второй младшей группы, имеющих речевые нарушения (ФНР) .

Тип занятий: усвоение знаний.

Цель: способствовать коррекции произношения звука «ш», автоматизировать звук «ш» в слогах, словах, предложениях, развивать связную речь детей, имеющих речевые нарушения (ФНР) .

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

• Формировать правильное произношение звука «ш», упражнять детей в отчетливом произнесении звука «ш» в слоге, в слове, предложении.

• Формировать представление о времени года (зиме, о зимней одежде и обуви.

2. Коррекционно-развивающие:

• Развитие артикуляционной моторики.

• Развитие общей и мелкой моторики.

• Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

• Развитие речевого дыхания, связной речи.

• Активизация в речи воспитанников названий предметов зимней одежды и обуви, существительных с обобщающим значением: «одежда», «обувь».

• Развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, координации, ориентировки в пространстве.

3. Коррекционно-воспитательные:

• Воспитание самоконтроля за речью и самостоятельности при выполнении заданий.

• Развитие детского сотрудничества, преодоление робости, застенчивости.

• Поддержание высокой общей самооценки у детей.

Материал: Кукла в зимней одежде, круги - обручи (по числу детей – большие и маленькие, картинки с изображением предметов зимней одежды и обуви, «Загадочный сундучок» с игрушками (неваляшка, шарик, лягушка, мишка, машина, погремушка, матрешка) .

Предварительная работа:

- индивидуальные занятия по звуковой культуре речи,

- дыхательная и звуковая гимнастика,

- артикуляционные упражнения, пальчиковые игры, чтение русских народных песенок, подвижные игры.

Ход занятия

Организационный момент.

Педагог загадывает загадку о зиме:

- «Запорошила дорожки, разукрасила окошки, радость детям подарила и на санках прокатила».

- «Очень холодно зимой, дует ветер ледяной, мы замерзли и пора, нам согреться у костра».

Дети: «Зима»

1. Дыхательное упражнение (разминочное) «Кулачки»

А. С. и А. Н. Стрельниковых

Норма: 12 раз по 4 вдоха.

- «Молодцы, а теперь давайте улыбнемся друг другу! »

Упражнение «Вкусное варенье»:

Упражнение «Маляр»:

Повторить 3-4 раза.

Основная часть.

(раздается стук в дверь)

- «Детки, кто-то к нам пришел! » (вносит нарядно одетую куклу в зимней одежде, показывает детям, рассказывает).

- «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька. Опушка бобровая,

Маша - чернобровая».

Дети проговаривают за воспитателем.

- «Детки, как вы думаете, тепло ли Маше в шубке? Не страшен ли ей мороз»?

Дети: «Маше в шубке тепло и не страшен ей мороз».

- «А как вас одевают зимой, чтобы не было холодно»?

Дети: «Шубки, шапки, теплые штаны, шарфы, варежки».

- «Дети, а как назвать одним словом и шубу, и шапку и теплые штаны»? (перечисляя предметы одежды, воспитатель демонстрирует соответствующие картинки) .

- «Правильно! Это - «одежда». А что вы зимой обуваете на ноги»?

Дети: «Сапоги, валенки, ботинки».

- «Верно. И сапоги, и теплые валенки, и ботинки мы носим зимой» (показывает соответствующие картинки) .

- «Дети, а как одним словом назвать все эти предметы»?

- «Правильно, молодцы! Конечно словом «обувь».

Рассказывает русскую народную потешку:

«А баиньки – баиньки,

Купили сыну валенки,

Надели на ноженьки,

Пустим по дороженьке -

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить».

- «В них-то будет тепло, когда отправимся на машинах в дальнюю дорогу. Вы согласны, ребята»?

- «Большие машины шуршат громко «ш-ш- ш». Как они шуршат?

- «Правильно, громко - «ш-ш-ш»!

Дети гудят громко: ш-ш-ш».

- «А маленькие машины, шуршат шинами тихо: «ш- ш-ш».

Дети гудят тихо: «ш-ш-ш».

- «Молодцы! Хорошо погудели! А теперь давайте с вами поиграем! Одна группа будет водить большие машины, другая - маленькие.

Эти обручи - круги - ваши рули! Большие машины паркуются справа, а маленькие - слева (показывает). Когда я скажу: «Большие машины! Поехали»! Вы оправляетесь в путь: едете и громко гудите, крутите руль. А по сигналу: «Большие машины - в гараж! » - садитесь на стульчики. Затем, по команде, вторая группа – маленькие машины.

Дети меняются ролями (размерами машин). Игра повторяется 2-3 раза.

- «Зима - веселое время года, давайте встанем в круг и поиграем в «снежки».

4. Дыхательное упражнение

«Речевой волейбол»

Повторить 2-3 раза

5. Игра на развитие мелкой моторики «Загадочный сундучок»

Заключительная часть.

Релаксационное упражнение «Улыбнись».

Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.

Дети ложатся на ковер на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза.

- «Кто сегодня быстро бегал, прыгал и скакал. Тот, конечно, не устал, но устала голова, думать ей всегда пора. Надо просто полежать, вспомнить солнце, море. Посмотреть внутрь себя и звездочку увидеть, рядом с луной. Вот она блестит и улыбается и от луны зажигается. Если это увидел ты. Глазки открой, посмотри на друзей, улыбнись веселей». Дети встают на ноги.

- «Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие»?

Дети: «Да».

- «Что мы с вами делали? »

Дети: «С язычком играли, на «машинах» ездили, «снежки» ловили».

- «Давайте скажем Машеньке «Спасибо! » и покажем какое у нас стало настроение».

Дети говорят: «Спасибо! », улыбаются.

САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

Тип занятия: коррекционно – развивающее занятие усвоения знаний для детей с нарушением речи (ФНР).

Занятие проводилось с подгруппой детей второй младшей группы, имеющих нарушения в речевом развитии (ФНР).

Занятие по теме: «Зимушка – зима».

Формирование правильного произношения звука «ш» в слогах, в словах, в предложениях, занимает важное место в системе коррекционно – развивающих занятий, организовано в соответствии с перспективным планом коррекционно – развивающей работы с детьми второй младшей группы имеющими речевые нарушения (ФНР) .

На занятии была поставлена следующая цель: формирование правильного произношения звука «ш» в слогах, словах, предложениях.

Коррекционно – образовательные задачи:

- упражнять в выполнении дыхательных, артикуляционных упражнений;

- упражнять в четком, правильном произношении звука «ш» в слогах, в словах, в предложениях;

- развивать связную речь;

- обогащать и активизировать словарь.

Коррекционно – развивающие задачи:

- развивать зрительное и слуховое внимание;

- развивать

мелкую моторику;

- развивать мимическую мускулатуру;

- развивать подвижность артикуляционного аппарата;

- формировать силу и продолжительность выдоха, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звука «ш» в слогах, в словах, в предложениях.

Коррекционно – воспитательные задачи:

- воспитание положительного отношения к занятиям;

- развитие навыков сотрудничества,

- способствование преодолению робости и застенчивости;

- поддержание высокой самооценки у детей.

Цель и задачи соответствуют содержанию занятия. Цель выполняется в единстве с коррекционно – развивающей, образовательной и воспитательной задачами. Решение задач достигается различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими. Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал детей к последующей деятельности. Время между каждым этапом занятия выстроено целесообразно, в соответствии с возможностями детей и задачами занятия. Занятие длилось не более 20 минут. Весь материал и оборудование подобран в соответствии с речевыми и возрастными особенностями детей. Речевой материал соответствует цели и задачам занятия. На занятии использовались дыхательные упражнения парадоксальной дыхательной гимнастики А. С. А. Н. Стрельниковых, как средство развития речевого дыхания, упражнения артикуляционной гимнастики, игры на развитие мелкой моторики, а также упражнения на развитие мимики, эмоционально – волевой сферы, развитие силы голоса. Речевой материал был подобран с учетом возможностей детей, уровнем речевого развития, возрастными особенностями. Выбранные методы и приемы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учетом их индивидуальных особенностей (состояния внимания, степени утомляемости). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и четко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, использования вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих, применения дополнительных наглядных опор (картинок). Для закрепления произношения звука «ш» в слогах, в словах, в предложениях использовались упражнения на развитие речевого дыхания, проговаривание русских народных песенок, игры на развитие мелкой моторики, силы и высоты голоса. На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала динамика занятия, а также, сюрпризные моменты: появление куклы Маши и «загадочного сундучка». Все задания были подобраны с опорой на использование анализаторов, способствующих развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления). На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон, так как создание положительной мотивации успеха к выполнению заданий, поощрение правильного выполнения действий, формирует у детей уверенность в возможности преодоления имеющихся речевых нарушений, способствует переносу способов действия в другие условия. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленной цели: закрепили правильное произношение звука «ш» в слогах, в словах, в предложениях.

Темп коррекционно-развивающего занятия с детьми младшего дошкольного возраста оптимален для данного количества детей.

Организационный момент: 3-4 мин.

Основная часть: 10-12 мин.

Заключительная часть: 3-4 мин.

В течение занятия была обеспечена оптимальная, для детей 3-4 года жизни, смена видов деятельности.

Соблюдены гигиенические условия.

Созданы необходимые условия для коррекционно – развивающей деятельности, формирования, закрепления правильного произношения звука «ш». Совместная деятельность взрослого и детей в ходе коррекционно-развивающей, деятельности в игровой форме вызывает у детей положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение, активизирует центральную нервную систему, способствует формированию, развитию, закреплению правильного произношения звуков, практических умений и навыков, развитию навыка доброжелательного общения.