Интегрированное занятие по художественной литературе в старшей группе «Цветик-семицветик»

Наталья Сокиркина

Интегрированное занятие по художественной литературе в старшей группе «Цветик-семицветик»

Программные задачи:

Познание:

1. закрепить и обогатить знания детей об устном народном творчестве, о

произведениях русских писателей.

2. Учить детей ассоциировать содержание художественных произведений с определенным цветом.

Коммуникация:

1. Упражнять в умении отгадывать сказки, загадки, вспомнить порядок

появления героев в сказках.

2. Упражнять в подборе прилагательных к существительному.

3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно.

Воспитательная:

1. Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.

Фланелеграф со схемой к сказке «Колобок», сундук, письмо, лепесточки цветика-семицветика, игрушка лисы, иллюстрации к сказкам, карточки с изображением сказочных персонажей, подарки детям.

-п/и «Море волнуется»

Ход занятия:

Дети входят в зал.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас занятие не обычное, а сказочное.

Сказку дети очень ждали,

Сказку дети в гости звали!

Сказка здесь уже друзья

Сказка вновь пришла сюда!

Ребята, нам пришло видеописьмо. (читает). Я его прочитаю вам:

«Дорогие ребята! Я - домовёнок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днём мне так нравится слушать, как вы поёте добрые песни, слушаете сказки! Вот я решил сделать вам подарок.

Подарок мой лежит на дне

В моем волшебном сундуке

Открыть сундук поможет, дети,

Волшебный цветик-семицветик.

Как листочки соберете, подарок мой тотчас возьмете!

Вот, так домовёнок Кузя! Задал нам загадку! Сундук стоит, на нём замок весит. А замок-то и правда непростой - — это же серединка цветочка. Значит, если мы найдем лепестки, сможем открыть сундучок. Готовы ли вы к путешествию? Но на чём мы отправимся в путь? У нас нет ни машины, ни поезда, ни корабля. Давайте прогуляемся пешком.

Речевая игра «По лесной тропинке»

По лесной тропинке (шагают друг за другом)

В сказку мы пойдём.

Быстро соберём.

Веточки березы (качают руками)

Ласково шуршат.

Лес чудес и сказок,

Принимай ребят! (кланяются)

Где ты, лепесточек (выглядывают поочередно из-под правой и левой руки)

Найдём тебя, дружочек!

Помоги цветок собрать,

Все загадки отгадать! (хлопают в ладоши).

Воспитатель: Мы пришли с вами в сказку. А вот и первый лепесток, какого цвета лепесток. Какого он цвета?

Дети: Желтый

Воспитатель: Ребята, какие сказочные герои были желтого цвета?

Дети: Колобок, репка, солнышко.

Воспитатель: Конечно! А еще желтый цвет напоминает время года… осень. Что делают люди осенью в огороде?

Дети: Осенью люди в огороде собирают урожай.

Воспитатель: посмотрите, какая непонятная картинка. Что на ней изображено?

Дети: Сказка «Колобок».

Воспитатель: А как вы догадались?

Воспитатель: Кто помнит в какой последовательности появились эти герои в сказке?

Дети: Дед, бабка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, и поэтому возьмем себе жёлтый лепесток.

Воспитатель: Ну что ребята, идем дальше? А вот еще один лепесток.

Дети: Синего цвета.

Воспитатель: Синий цвет, как бескрайнее море. Как называется сказка в которой встречается море? Кто героиня?

Дети: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Воспитатель: Я бы хотела вспомнить вместе с вами как обращается старче к золотой рыбке.

Воспитатель: Мы с вами сейчас превратимся в волны морские и поиграем в игру «Море волнуется раз! »

Море волнуется — раз!

Море волнуется — два!

Море волнуется — три!

Морская фигура замри!

Воспитатель: Молодцы, понравилось играть, но нам пора идти дальше. Будьте внимательны, надо найти лепесток следующий.

Дети: Оранжевый.

Воспитатель: Как по- другому можно назвать оранжевый цвет?

Дети: Рыжий.

Воспитатель: Кто же в русских народных сказках самый известный рыжий герой?

Дети: Лиса.

Воспитатель: Назовите сказки, в которых мы встречаем лисичку?

Дети: Сказки «Колобок», «Заюшкина избушка», «Лиса и кувшин», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Рукавичка»

Воспитатель: Ребята, а лиса по характеру какая? Какой ее описывает автор?

Дети: Хитрая, плутовка умная

В лесу живёт, кур в деревне крадёт

3ребёнок:

У кого из зверей

Хвост пушистей и длинней?

Воспитатель: А где же живет лиса? А как называется ее домик?

К нам сегодня пришла лисичка, чтобы с нами поиграть.

Игра «Угадай сказку»

О какой маленькой девочке рассказывается в сказке Г. Х. Андерсена? (Дюймовочка)

А кто в этой сказке хотел жениться на Дюймовочке? (жук, жаба, крот)

У кого спрашивала о своей красоте королева в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях? (зеркальце)

Что потеряла Золушка на балу? (туфельку)

Героям какой сказки лиса помогала делить сыр? (Два жадных медвежонка)

Что снесла курочка Ряба? (яичко)

Что в сказках обычно надевают, чтобы стать невидимым? (шапка невидимка)

Куда не смогла улететь Серая шейка? (на юг)

Воспитатель: Лисичка, что же ты принесла нам?

Лиса: Оранжевый лепесточек.

Воспитатель: Спасибо, лисичка. Теперь у нас есть оранжевый лепесточек.

А вот и зеленый лепесток, но чтобы мы его оставили себе надо выполнить задание:

Отрывок из какой сказки вы сейчас услышите?

Давайте представим что мы находимся на поляне, присядьте поудобнее (Дыхательная гимнастика)

(прослушивание отрывка из сказки «Царевна лягушка»)

Воспитатель: Отрывок из какой сказки вы сейчас услышали?

Дети: Отрывок из русской народной сказки «Царевна Лягушка».

Воспитатель: Можно ли эту сказку назвать зеленой? Почему?

Дети: Главная героиня лягушка, она живёт в зеленом болоте.

Воспитатель: Подарю я вам зелёный лепесток,

Чтобы вы быстрей собрали свой цветок!

А следующий лепесток у нас будет…

Дети: Фиолетовый цвет.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, стрелки фиолетового цвета ведут, сюда значит, здесь спрятан фиолетовый лепесток.

Здесь разложены картинки. Давайте прочтем задание и узнаем, что нам надо сделать, чтобы этот лепесток остался нам.

«Угадайте по картинкам сказку и перескажите ее»

Картинки из рассказа Носова «Живая шляпа»

Сказку вы все отгадали

И за правильный ответ

Фиолетовый вам цвет.

А вот и следующий лепесток…

Дети: Черного цвета.

Какой странный цвет — чёрный. Как вы думаете, что он означает —

Хорошее или плохое

Дети:плохое

Воспитатель: А я хочу чтоб у вас в этот солнечный, теплый день было хорошее настроение. Я вам предлагаю вспомнить стихи о весенних месяцах. Какие весенние месяцы вы знаете?

Воспитатель: Молодцы, а вот и последний лепесточек. Какого он цвета?

Дети: Красного цвета.

Воспитатель: Назовите сказку в одежде героя, которого

есть красный цвет.

Дети: «Красная шапочка»

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Подбери пару» и поможем Красной шапочке и другим героям сказок найти свою пару. Пока играет музыка, мы пойдем по коврику, музыка остановится — образовываем пару из картинок. (настольная игра)

Воспитатель: У вас это рассказ или сказка? Кто пишет рассказы? А вы знаете кто написал этот рассказ?

А у вас что (сказка) .какие сказки вы знаете (авторские и русские

народные) .

1. Русская народная сказка

2. «Живая шляпа» Носова

3. «Золотая рыбка» Пушкина

4. «Дядя Стапа» Михалков

Ребята, вы так весело играли, получите красный лепесток. Вы молодцы! Хорошо потрудились и собрали все лепестки цветика — семицветика. Теперь замок на сундуке открывается, а в нём подарки для детей. (Дети получают подарки).

Воспитатель: Что мы сегодня делали на занятии? (Ответы детей) Посмотрите, у меня разноцветные лепестки. Подойди (имя ребенка) и выбери лепесток такого цвета, задание которого тебе больше понравилось. А чем он тебе запомнился? О чем бы вы рассказали дома маме или своим друзьям?

На этом наше занятие закончилось.