Занятие по социально-эмоциональному развитию детей в подготовительной группе «В волшебном лесу»

Елена Жданова

Занятие по социально-эмоциональному развитию детей в подготовительной группе «В волшебном лесу»

Конспект занятия по социально-эмоциональному развитию детей в подготовительной группе.

Тема: «В сказочном лесу».

Цель: помочь детям осознать внутренний мир чувств и состояний.

1. Предоставить детям возможность проанализировать свои чувства и желания, осознать их и поделиться ими с окружающими.

2. Развивать коммуникативные навыки, творческие способности, воображение, фантазию дошкольников, способствовать перевоплощению, эмоциональной передаче характера воображаемого персонажа.

3. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, навыки культурного и организованного поведения, заботливое отношение к природе.

Материал: маски сказочных героев, костюм феи, «волшебная палочка», атрибуты леса, белые и разноцветные цветы из картона, кисти, пиктограммы эмоций, мост из крупного строительного материала, коробочки (радости и грусти) .

Аннотация к занятию: занятие организовано в рамках действующего в данной группе клуба «Семицветик» на рснове методики М. В. Корепановой «Познаю себя». Цель клуба: познание ребенком самого себя, поиск им своего места в системе социальных отношений; повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе. Занятия по самопознанию проводятся в старшем дошкольном возрасте, 2 раза в месяц и продолжаются в течение 30 – 40 минут. Умственная и физическая перегрузка исключаются, так как дети могут свободно перемещаться по комнате, занимая удобное положение на ковре, стульях. Совместная деятельность строится на использовании разнообразных игр, этюдов, релаксационных упражнений. К моменту проведения данного занятия дети имеют уже достаточный опыт межличностного взаимодействия, позитивно воспринимают предложения взрослых к деятельности, способны думать и рассуждать на многие эмоционально-нравственные темы.

Ход занятия:

I. Мотивация к деятельности.

Дети входят в группу под фонограмму звуков леса и оказываются в «лесном коридоре».

- Ребята, как вам кажется, где мы с вами оказались?

Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает:

- Мы с вами оказались в волшебном лесу. Вы немного попозже узнаете, почему этот лес волшебный.

У леса музыка своя…

Ее послушаем, друзья!

Вот птичьи трели раздались

Вот белка скачет вверх и вниз.

А вот кузнечик затрещал,

По ветке дятел застучал…

II. Определение настроения детей на начало деятельности.

- Посмотрите, вокруг волшебные цветы. Эти цветочки можно собрать, но для этого надо подумать, какой цветок вам хочется взять.

Дети собирают разные цветы: синие, желтые, красные, бордовые, фиолетовые и т. д.

- Давайте поставим наши цветы в вазу и продолжим наше путешествие.

III. Проблемная ситуация.

- Посмотрите, что вы видите на нашем пути? (Река)

- Мы должны пройти через эту реку. Но как?

(Дети предлагают построить мост, так как рядом видят строительный материал) .

- Кто будет строить мост? (Мальчики) .

Мальчики строят мост, и помогают перейти девочкам.

IV. Игра «Связующая нить».

- Ребята, посмотрите, что мы видим на нашем пути.

Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает:

- Да, это желтый клубочек, и он похож на кусочек солнышка, а его нить – это лучик. Давайте встанем в круг и возьмемся за этот лучик руками. На ваших лицах я вижу улыбки, что вы чувствуете?

Воспитатель обобщает ответы детей:

- Правильно, когда на душе так тепло и весело, хочется говорить приятные слова. Повернитесь друг к другу лицом, и назовите друг друга ласково.

- Посмотрите, под деревцем лежат картинки с разными эмоциями. Выберите каждый из вас ту картинку-эмоцию, которая соответствует вашему настроению.

V. Сюрпризный момент.

- Ребята, пока мы с вами грелись на солнышке, в волшебном лесу кто-то появился. Кто это? (Предположения детей) .

- Да, дети. Я фея. И сейчас я с помощью своей волшебной палочки вас превращу в сказочных героев. Хотите?

После положительного ответа детей фея надевает на некоторых из них шапочки сказочных героев (волк, лиса, заяц, попугай, клоун – в зависимости от количества детей) .

VI. Игра «Хоровод сказочных героев».

Фея:

- А сейчас мы с вами будем водить хоровод в лесу. Когда мы будем идти по кругу, каждый сказочный герой будет показывать, какой он, какое у него обычно настроение (мимика и пантомима) .

Дети идут по кругу: злые волк и Бармалей, хитрая лиса, испуганный заяц, удивленный Буратино, радостный клоун и т. д.

После игры дети снимают шапочки.

VII. Беседа «Коробочки настроения»

Фея:

- Посмотрите, ребята у меня есть две коробочки. Это «коробочки настроения». Как вы думаете, какая из них «коробочка радости», а какая – «коробочка грусти». (Предположения детей) .

- Давайте сядем в круг и немного поразмышляем.

- Вспомните радостные события из своей жизни и немного расскажите нам о них и положите цветную фишку в «коробочку радости».

Каждый ребенок в 1 – 2 предложениях вспоминает, когда ему было особенно радостно и кладет фишку в коробочку.

- А теперь расскажите, когда вам было очень грустно, страшно, обидно. Но фишки пока не кладите в коробочку, а держите в руках.

Дети рассказывают и берут в руки по черной фишке.

- Давайте порвем с вами черные фишки, положим их в «коробочку грусти» и скажем «Уходи грусть, страх, тревога».

Дети рвут фишки и кладут их в черную «коробочку грусти».

Фея:

- Ребята, я хочу, чтобы коробочка с радостью осталась у вас. Вы будете пополнять ее радостными воспоминаниями. А коробочку с грустью, печалью, обидой я унесу с собой. До свидания, дети.

Фея уходит.

VIII. Этюд «Шалтай-Болтай».

Воспитатель:

- Давайте с вами немного отдохнем и продолжим путешествие.

Шалтай-Болтай сидел на стене,

Шалтай-Болтай свалился во сне.

Дети наклоняют туловище вперед – назад, поворачивают влево – вправо, руки свободно болтаются. На слова «Свалился во сне» падают на пол.

IX. Сюрпризный момент.

Появляется почтальон с письмом.

Здравствуйте, я – почтальон

Всем ребятам мой поклон.

Вот письмо вам, прочитайте.

И загадки разгадайте.

Ну, а мне идти пора

До свиданья, детвора!

X. Игровое упражнение «Дерево поступков».

- Ребята, посмотрите, в конверте – фотографии, на которых лесные жители запечатлели разные поступки детей в лесу. Справа от вас «Дерево хороших поступков», а слева – «Дерево плохих поступков». Давайте разместим фотографии, которые принес почтальон, на деревьях.

Поступки: мальчик ломает ветку, девочка кормит белочку, дети пинают мухомор и т. д.

Дети развешивают картинки-фотографии и делают вывод о том, что люди должны совершать добрые поступки по отношению к растениям, животным, окружающим.

XI. Этюд «Свеча добра».

Дети, передавая свечу по кругу, желают добра, здоровья, счастья друг другу.

XII. Раскрашивание волшебных цветов (определение настроения детей в конце совместной деятельности) .

- Ребята, посмотрите. Что случилось с волшебными цветами в лесу. Почему они все белые? (Предположения детей) .

- Мы же с вами привыкли совершать только хорошие поступки, давайте поможем цветочкам и раскрасим их в разные цвета. А прежде, чем мы начнем это делать, давайте поиграем с пальчиками.

XIII. Пальчиковая гимнастика «Дружные ребята»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(Пальцы рук соединяют в замок)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(Одновременно дотрагиваются подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки)

1, 2, 3, 4, 5

(Поочередно соединяют одноименные пальцы)

Начинай считать опять

(Касаются подушечками одноименных пальцев)

1, 2, 3, 4, 5

(Поочередное касание)

Мы закончили считать

(Встряхивают кистями опущенных вниз рук) .

Дети раскрашивают цветы и украшают лесную полянку. Воспитатель сравнивает их с цветами, выбранными детьми вначале деятельности с целью выявления изменений в настроении детей.

1. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольноговозраста.

2. Бычкова С. С. Формирования умения общения со сверстниками у старших дошкольников.

3. Данилина Т. А. Задгенидзе В. Я. Степина Н. М. в мире детских эмоций.

4. Корепанова М. Ю. Познаю себя

5. Кряжева Л. Н. мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет.

6. Лопатина А. А. Скребцова М. В. Воспитание нравственных чувств у детей.

7. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия и игры.

8. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия.

9. Семенака С. И. уроки добра. Коррекционно-развивающая программа для детей 5 – 7 лет.

10. Семенака С. И. Учимся сочувствовать и сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5 – 8 лет.