Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Вода-водица»

Светлана Ханнанова

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Вода-водица»

Программное содержание: Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспеченья здоровья человека, о свойствах воды (прозрачная, без запаха и цвета, растворитель, имеет три агрегатных состояния – твердая (снег, лед, жидкая, газообразная (пар).

Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

- Уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах воды.

- Обучение пониманию переносного смысла выражения из загадки.

- Обогащение лексики словами признаками, родственными словами.

- Развитие диалогической речи у детей.

Коррекционно-развивающие:

- Развитие общей и мелкой моторики.

- Развитие тактильных ощущений.

- Формирование лексико-грамматического строя речи.

Воспитательные:

- Формирование познавательного интереса, доброжелательного отношения друг к другу.

Материалы и оборудование: рисунки по теме «вода», стеклянные емкости, соль, сахар, пакетики чая, лимон, пластиковая бутылка, марля, вата, древесный уголь, х/б ткань.

Ход занятия:

Вы слыхали о воде? На плите у вас кипит,

Говорят она везде! Паром чайника шипит.

В луже, в море, в океане, Без нее вам не умыться,

И в водопроводном кране. Не наесться, не напиться!

Как сосулька замерзает, Смею вам я доложить:

В лес туманом заползает, Без воды вам не прожить!

- Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Скажите мне ребята для чего нужна вода человеку?

(пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье и поливать растения) .

- Вода – это жидкое вещество, оно льется, течет. Вода не имеет формы, цвета, запаха и вкуса. Давайте мы с вами убедимся в этом. Посмотрите у меня на столе стоят два стакана с водой, (попросить подойти детей к столу и посмотреть) давай те попробуем эту воду. (Дети нюхают, пробуют воду на вкус) А теперь расскажите мне какая вода в стакане.

- Правильно вода без цвета, без вкуса и прохладная, а теперь мы с вами попробуем изменить ее. У меня есть соль и сахар, возьмите ложечку и положите их в стаканы с водой и попробуйте. Какие изменения произошли с водой?

- Да у воды появился вкус, в одном стакане вода стала соленая в другом сладкая, а теперь смотрите я опущу в стакан пакетик с чаем, что происходит?

- Вода окрасилась, значит можно поменять качества воды, а теперь добавим в чай кусочек лимона, понюхайте у воды появился запах, молодцы, сейчас мы с вами поиграем в игру.

«Какая бывает вода»

(Воспитатель бросает детям мяч и они говорят о свойствах воды, об использовании ее в жизни человека) .

- А теперь мы проведем еще один опыт, мы все знаем что вода у нас в кране чистая, а кто знает как ее чистят? Вот здесь в банке у меня вода, мы возьмем песок и перемешаем с водой, какая она стала? Правильно грязная, а теперь мы с вами сделаем фильтр, возьмем пластиковую бутылку у которой мы заранее отрезали дно, в марлю завернем вату, положим ее в бутылку, возьмем мешочек с углем и тоже высопим в бутылку. Теперь поставим ее в чистую банку, а сверху нальем грязную воду. Пока наш фильтр работает мы с вами поиграем.

Март сосульки свесил с крыши дети, взявшись за руки, идут по кругу

И капелью зазвенели останавливаются, ритмично хлопают в ладоши

Солнце в небе выше, выше поднимают руки вверх

Все хлопочут, много дел выполняют наклоны вправо и влево

Скоро снег совсем растает приседают и встают

Выйдут в поле трактора ставят руки на пояс, с перетопом продвигаются вперед

Черный грач весну встречает идут, высоко поднимая колени

Громкой песней: кра-кра-кра машут руками, как крылышками.

- Молодцы, теперь пойдемте посмотрим как работает наш фильтр.

(дети рассматривают и рассказывают об увиденном, сравнивают банки с грязной и чистой водой) .

- Помните на прошлом занятии мы с вами познакомились с круговоротом воды в природе, а хотите посмотреть как это происходит, давайте проведем опыт. Нальем в банку горячей воды, смотрите над банкой поднимается пар, кто знает почему?

- Правильно при нагревании вода начинает испарятся и поднимается вверх, и сверху мы накроем банку зеркалом и посмотрим что получиться. Смотрите пар собирается на зеркале, собирается в капли и снова падает в банку с горячей воды.

- Давайте вспомним какие загадки о воде мы знаем. (дети загадывают загадки) .

Меня пьют, меня льют. Мы говорим: она течёт;

Всем нужна я, Мы говорим: она играет;

Кто я такая? Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.

Я и туча, и туман, В морях и реках обитает,

И ручей, и океан, Но часто по небу летает.

И летаю, и бегу, А как наскучит ей летать,

И стеклянной быть могу! На землю падает опять.