Логопедическое занятие по дисграфии в 3 классе «Состав слова» (обобщающее занятие)

Елена Орлова

Логопедическое занятие по дисграфии в 3 классе «Состав слова» (обобщающее занятие)

Цели:

Образовательные: формирование полноценных представлений о морфологическом составе слова.

Коррекционные:

совершенствование словаря через развитие умения подбирать родственные слова и образование новых слов с помощью приставок, суффиксов;

развитие языкового чутья путём совершенствования зрительного, слухового внимания к слову;

развитие мышления;

развитие и совершенствование общей, тонкой, артикуляционной моторики.

Воспитательные: формирование познавательной активности, интерес к русскому языку, умение слушать и слышать друг друга. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: индивидуальные зеркала, графические карточки, предметные картинки, тетради, ручки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Назовите времена года. Какое сейчас время года? Докажите.

Давайте откроем тетради и оформим запись. Какое сегодня число?

А какой месяц? Что ещё нужно написать (Тему занятия) .

2. Развитие мелкой и общей моторики

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Вырос высокий цветок на поляне, Дружно дают красоту и питание

Утром весенним раскрыл лепестки. Травке любой под землёй корешки.

3. Артикуляционная гимнастика

1. Упражнения для губ:

2. Упражнения для языка:

3. Упражнения для развития воздушной струи:

Логопед: Ребята, сегодня вы будете строителями. Перед вами стоит сложная задача: построить замок для царицы Грамматики. Для этого необходимо точно и чётко отвечать на вопросы о составе слова, правильно выполнять задания. Итак, приступаем к работе.

4. Родственные слова

Логопед: Какая часть слова самая главная (Корень) Почему?

- Что называется корнем? (Корень – это общая часть родственных слов) .

- У чего ещё бывает корень?

-Может ли без корня жить растение? Почему? Так и слова не обходятся без корня. А теперь запишите в тетрадь предложение.

Весной солнце ласково греет.

-Выделите во всех словах корень, подберите к каждому слову родственное. Какие слова называются родственными? (Родственные слова - это слова которые имеют один корень и близки по смыслу) .

-Из каждого ряда слов уберите лишнее, которое не является родственным.

Ветрище, вихрь, безветренный.

Ручей, ручеёк, ручка.

Газон, трава, травушка.

- Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием, и можно ставить первую «башню».(На доске вывешивается первый элемент башни) .

5. Образование слов с помощью приставок

Логопед:

- Приступаем к возведению второго блока башни. Прочитайте слова. С помощью чего они образованы?

Наступила, уступила, поступила, выступила.

- Что называется приставкой? (Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов) .

- Замените словосочетание одним словом (синонимом) .

Становиться теплее –

Раскрылись цветы –

Выйти из состояния сна –

(потеплеть, проснуться, распустились, расцвели, ожить, пробудиться)

- Запишите получившиеся слова в тетради, выделите в них приставку. К какой части речи можно отнести эти слова? (Глаголу)

- Подберите антонимы к словам.

Потеплеть –

Расцвели –

пере- при-

у- на- цвёл

сиял

шёл

- Запишите получившиеся слова в два столбика, выделите приставку.

- Молодцы, ребята, вы успешно справились со всеми заданиями, строительство второй «башни» завершено! (На доску вывешивается вторая башня) .

6. Суффиксальный способ образования слов

Логопед:

- Отгадайте загадку. О какой части слова в ней говорится?

Он стоит после корня, перед окончанием. Если его заменить, получится другое слово. Его обозначают уголком.

- Вспомните правило, что называется суффиксом? (Суффикс – это изменяемая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов) .

- Прочитайте слова, образуйте новые слова с помощью суффиксов, уменьшив этот предмет или назвав его ласково. Сделайте это устно.

цветок лёд

солнце ветер

трава поляна

-Составьте словосочетания, подобрав к словам из первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика.