Инновационный опыт педагога-психолога ДОУ «Коррекционные занятия со старшими дошкольниками по подготовке к обучению в школе»

Юлия Кафлина

Инновационный опыт педагога-психолога ДОУ «Коррекционные занятия со старшими дошкольниками по подготовке к обучению в школе»

Тема: «Коррекционно – развивающие занятия с детьми

старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению в школе»

Актуальность и перспективность:

Дошкольный возраст – важный этап в развитии ребенка. Это период наиболее благоприятный для формирования необходимых психических функций, социально значимых качеств личности, приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми.

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми способами обследования внешних свойств предметов. В это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей. Именно тогда необходимо приложить максимум усилий для развития всех психических процессов для успешной подготовки к обучению в школе.

Развивая интеллектуальные способности детей, необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности, а значит развивающие занятия надо организовывать с учетом основных свойств нервной системы - силы и подвижности основных нервных процессов. Поэтому, я считаю, что моё участие, как педагога – психолога, важно в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми.

Актуальность опыта – своевременное оказание коррекционной помощи и психолого-педагогической поддержки выпускникам доу.

Актуальность проблемы привело меня к разработке коррекционно-развивающих занятий.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

Изучение разных программ, методических пособий по исследуемому вопросу позволило мне выбрать и применить на практике наиболее актуальные, интересные и подходящие уровню развития детей формы организации и методические приемы.

Цель моего педагогического опыта -развитие уровня познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.

- развитие концентрации и переключения и распределения внимания

- развитие словесно – логического мышления

- развитие наблюдательности

- развитие кратковременной и долговременной памяти

- развитие зрительной памяти

- развития восприятия

- развитие пространственной ориентировки

- помочь ребенку принять роль ученика,

Все приемы, используемые на занятиях, отвечают требованиям

коррекционно-развивающего цикла. Структура занятий:

- Ритуал приветствия

- Рефлексия предыдущего занятия

- Разминка

- Основная часть

- Рефлексия

- Прощание

Сложность предлагаемого материала от занятия к занятию возрастает. В то же время в пределах одного занятия задания подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, каждое занятие занимает 35 минут, всего 25 занятий, что полностью соответствует возрастным и психологическим возможностям старшего дошкольника.

Новизна проявляется в удачно подобранных приемах, в занимательно составленной организованной деятельности, в сочетании приемов, игр, заданий на развитие познавательных процессов, в применении индивидуального подхода к каждому ребенку и учета его возможностей.

Наличие теоретической базы опыта

В основе всей коррекционной работы с детьми лежит положение о неразрывности психологии и педагогики. Основной принцип психолого-педагогической теории связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением был сформулирован известными отечественными исследователями Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожец, А. Н. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др. Эти теоретические положения являются основой для разработки методического обеспечения работы с детьми. Выдающиеся педагоги и психологи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, М. Монтессори и др.) давно показали важность раннего возраста, охватывающего сензитивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т. е. те периоды, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием. Существует ряд методических разработок отечественных ученых (Е. М. Мастюкова, Е. А. Стребелева, Н. Н. Печора, Э. Л. Фрухт и др. представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста.

Теоретической основой моей работы послужили работы таких авторов как «Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе» О. Жукова, «Интеллектуально – развивающие занятия со старшими дошкольниками» М. Р. Григорьева, «Коррекционно – развивающие занятия» С. В. Лесина, Г. П. Попова, Т. Л. Снисаренко.

Разработаны и теоретически обоснованы методическое обеспечение и дидактические условия развития познавательных процессов, научно –обоснованы значимость и роль организованной деятельности по развитию познавательных процессов.

Ведущая педагогическая идея заключается в том, что если систематически проводить коррекционно – развивающие занятия, это будет способствовать развитию всех познавательных процессов, развитию речи, моторики и координации движений детей, также с помощью этих занятий у детей формируется положительная мотивация учения, повышается уровень школьной зрелости, формируется эмпатия. Занятия проходят в игровой форме.

Разработанные мною коррекционно - развивающие занятия для детей соответствуют основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроены по принципу развивающего обучения, учитывают индивидуальные возможности детей.

Также мною организовано взаимодействие с семьями воспитанников и педагогов, обеспечивающее успешное личностное и интеллектуальное развитие детей.

Оптимальность и эффективность средств.

Для наиболее эффективного взаимодействия, я использовала современные и эффективные средства. В кабинете педагога – психолога имеется зона коррекционно – развивающей работы, которая оснащена столами - партами, доской, мольбертами. Для проведения занятий в игровой форме, применяется свободное размещение детей на полу, в кабинете есть ковер, а также разнообразный игровой материал (мягкие игрушки, конструкторы, развивающие пособия)

Подобран комплекс наглядного и дидактического материала для проведения занятий

Компонент занятия разминка способствует снятию эмоционального, мышечного, нервного напряжения.

Передовой педагогический опыт обеспечивает более высокие результаты при наименьшей затрате сил и времени. Эта работа дает мне положительные результаты, полноту, прочность знаний, наличие соответствующих умений и навыков воспитанников.

Результаты диагностического обследования показывает снижение количества детей с низким уровнем познавательных процессов, повышается мотивационная готовность к обучению в школе.

Возможность тиражирования:

- распространение опыта в рамках дошкольного учреждения (рекомендации, семинары – практикумы)

- распространение опыта в семьях детей (индивидуальные писбменные рекомендации, семинары – практикумы, родительские собрания)

- публикации инновационного опыта в сети Интернет

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно – иллюстрирующих основные формы и приемы работы

В моем опыте представлены разработанные самостоятельно конспекты занятий, дидактические игры, упражнения, задания на развитие мышления, памяти, внимания, мышления, мелкой моторики.

Разработан и апробирован диагностический инструментарий.

Я размещаю здесь одно занятия

Коррекционно – развивающее занятие №1

Тема: Внимание. Мышление.

Цель: развитие познавательных процессов.

Задачи: развитие концентрации и переключения внимания, словесно –логического мышления, произвольных движений, сплоченности коллектива, создание положительных эмоций.

Оборудование: дидактическая игра «Муха», тетради, карандаши. ромашки.

Содержание занятия

1. Ритуал приветствия

Здравствуйте ребята. Сегодня мы будет с вами играть, но эти игры не простые, а хитрые, они помогут нам стать внимательными. Теперь отправимся в путешествие. Но я возьму с собой только тех кто будет самым внимательным. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать фишку, в конце занятия мы посмотрим кто был самым внимательным.

2. Разминка.

Игра «Муха»

Перед вами поле, расчерченное на клеточки. Кого здесь видим? Муха двигается по команде (вверх, вниз, вправо, влево) Я буду диктовать ходы, а вы передвигать муху в нужном направлении. Попробуем. Хорошо.

Игра: «Четыре стихии»

Если я вам скажу «Земля» - надо отпустить руки вниз, «Воздух» - руки вверх, «Огонь» - вращать, «Вода» - руки вперед.

3. Основная часть.

Графический диктант.

Открываем тетради. Я буду давать вам команды, а вы будите двигаться по клеточкам и в итоге у нас получится рисунок. Будьте внимательны.

Рисовать начнем от точки: 5 клеточек вправо, 3 вверх, 5 влево, 6 вниз. Что получилось? (флажок)

Дети получают фишки.

Игра: «Четвертый лишний»

Ребята, я буду называть слова, а вы должны сказать какое слово лишние, за правильный ответ, получаете фишку.

- автобус, троллейбус, самолёт, трамвай

- шприц, топор, ножовка, клещи

- стул, карандаш, диван, шкаф.

4. Рефлексия

Ребята, вам понравилось занятие? Что больше понравилось?

Скажите какое у вас настроение? Откройте тетради на первой странице, там нарисована ромашка, раскрасьте один лепесток цветка таким цветом, которым вам сейчас больше всего нравится.

Давайте посчитаем фишки.

Делаем выводы.

Сегодня самым внимательным на занятии был… .аплодируем ему.