Коррекционно-развивающее занятие на развитие познавательной сферы детей 5–6 лет

Фируза Никулина

Коррекционно-развивающее занятие на развитие познавательной сферы детей 5–6 лет

Данное занятие направлено на развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Особенно ценным является то, что коррекционно-развивающие занятия представлены в интересной игровой форме, объединенных общей темой, в которой все действия происходят с персонажами-гномами. Что создает особую атмосферу во время занятий.

Цель:

Материалы к занятию:

музыкальное сопровождение;

листы цветного картона и картинки для “спичечной картины”;

счетные палочки; мешочки разной формы;

шляпки гномов вырезанные из цветного и белого картона;

гном с мешочком в руках.

1. Приветствие.

Настрой на занятие. “Доброе животное”

Все встают в круг и берутся за руки. Психолог говорит: «Представьте, что мы одно большое доброе животное. Давайте подышим вместе. На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад».

Дети выполняют инструкцию, психолог продолжает: «Так дышит животное и так же ровно и четко бьется его большое сердце. Стук - шаг вперед, стук – шаг назад. Давайте подышим и послушаем стук сердца доброго животного».

2. За грибами.

Тёплый дождь прошёл вчера.

Гномов ждут в лесу с утра. (Руки в стороны, ноги на ширине плеч)

Все с плетёнными лукошками. (Руки поднять вверх, ноги на ширине плеч)

Замелькали за окошками.

(Пальцы рук соединить в замок.

Указательный и средний палец «идут»)

Вот места родные –

Тихие, грибные… (Руки поднять и соединить пальцы в замок над головой)

Полные лукошки. Руки перед собой

К дому две дорожки.

(Руку согнуть в локте указательный и средний палец

оставить поднятыми, остальные согнуть)

Тот, кто просит поспешить (Изобразить всем телом бег, на месте)

Будет белые сушить. (Руки согнуть в локтях и соединить над головой)

3. Игра “Невидимка”.

В игре используется широкий спектр цветов, некоторые малознакомы детям, в ходе игры происходит многократное повторение их названий.

Для игры требуется несколько цветных шляпок гномов, количество примерно может быть от 6 до 10, или выбирается произвольно. Кроме этого нужно вырезать белые шляпки, которые по своим размерам оказались бы несколько больше каждой цветной шляпки.

Правила и ход игры:

Психолог демонстрирует детям гномов в шляпках, или можно использовать только шляпки, картонные карточки-шляпки – это гномы в разноцветных шляпках. Затем он последовательно произносит названия цветов и просит детей повторить их. Когда все гномы еще раз названы, психолог, просит детей, закрыть глаза и стараться не подглядывать, и закрывает одну из шляпок гномов, белой шляпкой – невидимкой. Требуется определить, какой гном закрыт, то есть, кто находится под шляпкой-невидимкой. Постепенно игра усложняется тем, что увеличивается количество закрываемых цветных шляпок.

4. Игра “Весёлый гном”.

Психолог демонстрирует детям гнома с мешочком в руке. Детям предлагается придумать, что находится в мешочке у гнома. Сначала дети должны найти как можно больше ответов про мешочек одной формы, затем – про мешочки других форм по очереди. После придумать рассказ о том, как эти предметы оказались у гнома в мешке и, что может произойти дальше.

Мешочки по форме могут быть разными, например: слоненок, бабочка, рыбка и т. д. А так же мешочки могут быть неопределенной формы, по которым трудно определить точно, что в нем находится, так как сразу может подойти несколько предметов под эти формы.

5. Психогимнастика Шалтай-Болтай.

Шалтай - Болтай

Сидел на стене.

Шалтай - Болтай

Свалился во сне.

(Перевод Маршака С.)

Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

6. “Спичечная картина” – “Дом”, “Стул”.

Детям даются наборы счетных палочек, листы цветного картона и картинки “Дом” и “Стул”. Психолог предлагает детям выложить их счетными палочками на цветном фоне. Цвет фона дети подбирают самостоятельно.

Детям зачитывается стихотворение Князева В.

Однажды тёплым вечерком,

Когда в траве кузнечик

Лег спать, укрывшись лепестком,

Задумал гном построить дом

Из крохотных дощечек. (Князев В.)

Все мы дружные ребята

Мы ребята дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Список используемой литературы:

Алябьева Е. А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М. ТЦ Сфера, 2005. – 96с.

Белоусова Л. Е. Ура! Я научился! Сборник игр и упражнений для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб. «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 144с.

Веракса Н. Е. Понимаете ли вы своего ребенка. книга для родителей. – М. Дрофа, 2006. – 91с.

Волковская Т. Н. Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М. Книголюб, 2004. – 104с.

Гатанов Ю. Развиваю воображение. – СПб. Издательство «Питер», 2000. – 144с.

Иванова Е. А. Раннее домашнее сопровождение. СПб. Издательство «Речь», 2003. – 96с.

Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. М. 2005. – 208с.

Никулина Ф. Х. Коррекционно-развивающее занятие на развитие познавательной сферы детей 5-6 лет //Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2008-2009 уч. г.

Чистякова М. И. Психогимнастика. /Под ред. Буянова М. И. — 2-е изд. — М. Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160с.

Шипицына Л. М. Защиринская О. В. Воронова А. П. Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 384с.