Принципы работы с родителями в ДОУ

Гульбаршин Чайкенова

Принципы работы с родителями в ДОУ

Работа с родителями

Чайкенова Г. К. методист

мини-центра и предшкольной подготовки

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы обучения и развития детей. Родители являются первыми педагогами, они должны заложить основы нравственного, физического и интеллектуального развития личности ребёнка в детском возрасте.

Однако родители на вопрос: «Кто является первыми педагогами вашего ребёнка? » отвечают: «Воспитатели».Но поскольку семья является первичной ячейкой общества, то это и первичная среда формирования личности, важнейший институт социализации. «Мир не только строится в детской, но и разрушается из неё», -писал философ А. И. Ильин. Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.

Ниже представлен обобщённый перечень идей, позволяющий родителям участвовать в жизни детского сада и мини-центра, а педагогам опосредованно влиять на данную ситуацию.

Родительские собрания, в которых родители организаторы и участники.

Родительские проекты, позволяющие внедрить предложения в жизнь детского сада, мини-центра.

Организация различных новых форм работы с родителями (видеотренинги, творческие отчёты, недели творчества, пропаганда опыта семейного воспитания, творческие игры, клубы и т. д.) .

Обмен информацией через электронную почту, социальные опросы и анкетирование.

Создание информационного пространства в группах по следующим направлениям:

информационно-ознакомительное - через информационные стенды происходит ознакомление родителей с детским садом, мини-центром, особенностями его работы, педагогами, занимающимися воспитанием детей;

информационно - просветительское - работа по обогащению знаний родителей об особенностях развития воспитания детей дошкольного возраста.

Требования к оформлению уголка для родителей:

Информация размещённая на стенде для родителей должна быть динамичной. Минимум раз в две недели материал должен обновляться

При размещении любого печатного материала на стенде (советов медиков, психолога и т. д.) ссылка на издание, включая авторство и год публикации, обязательна.

Стенд должен быть красочно оформлен (лучше, если это сделает профессиональный художник). При оформлении следует использовать не только рисунки и надписи «от руки», но плакаты и фотографии (лучше детей группы и родителей). Не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрёшек, игрушек.

Следует создать резерв для обмена информацией между группами.

Оформление уголков в группах:

-консультативные материалы по разделам программы;

-подборки методических рекомендации для родителей;

-уголки здоровья;

-ежедневно оформляются информационные стенды для родителей. «Чем мы занимались» и «Выучите вместе с нами».

Ежедневно должны быть представлены материалы о минувшем дне в виде: рисунков, поделок, темы, которую разбирали на занятии; текста песенки. которую выучили; названия произведений, которые слушали; загадки используемой на занятиях и т. д.

Следует иметь рубрику «Наши родители советуют», в которой родители группы могли бы обратиться с какими - то предложением к другим родителям, поделиться опытом, информацией, советом (возможно, кулинарным рецептом) .

Родительский уголок должен содержать планшет о возрастных особенностях детей группы.

В течении года меняется материал, включая по очереди требования: по физическому, умственному, нравственному, трудовому, эстетическому воспитанию детей, особенностями развития речи детей, навыкам самообслуживания и т. д. (можно указать, что должны уметь дети к середине года, к концу года) .

Кроме стенда хорошо иметь шкаф или полки для демонстрации детских поделок, рисунков, а также стол для газет и журналов.

Раздел тематические выставки дополняет словесную информацию для родителей рисунками, фотографиями, натуральными предметами, сделанными руками детей, родителей, воспитателей. Тематические выставки создаются как для родительского коллектива всего детского сада, мини-центра, так и для родителей одной группы. К их оформлению можно привлекать родителей: поручить подобрать материал на определённую тему, вырезки из газет и журналов, иллюстрации; сделать выкройки игрушек – самоделок.

Можно проводить всевозможные акции: экологические, рекламные, педагогические.

Большинство акций посвящено актуализации совместного опыта родителей и детей:

-моя первая игрушка;

-мой первый музыкальный инструмент;

-конкурс детского творчества;

-генеологическое дерево;