Проблема нравственно-патриотического воспитания детей и подростков

Татьяна Шульженко

Проблема нравственно-патриотического воспитания детей и подростков

Проблема нравственно - патриотического воспитания детей и подростков не нова, но по-прежнему актуальна. Наш современник, академик Д. С. Лихачёв, отличал, что чувство любви Родине нужно заботливо взращивать, прививая «Духовную оседлость» т. к без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати поле.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному посёлку (городу) т родной стране.

Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к стране, родному городу (посёлку, родной улице.

Потенциал дошкольного возраста как период формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаше всего не удаётся. А ведь именно от того, как ребёнок воспримет окружающий мир в детстве в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному (посёлку) городу у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, улицей. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения, жительства, определённому кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, (посёлка) города, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве ч местными достопримечательностями.

Я предлагаю свой опыт роботы по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание» (Слайд № 5)

Работу веду по двум направлениям: (Слайд № 6)

- Работа с детьми

- Работа с родителями

Соответственно целью является: (Слайд № 7)

- Повышения уровня нравственно – патриотической культуры родителей

- Формирование основ нравственно – патриотического сознания дошкольников.

(Слайд № 8)

Мне пришлось изучить ряд педагогической, методической литературы, я посетила семинары, тренинги организованные в нашем детском саду, участвовала в работе педагогической мастерской и в разработке обще садовской программы и проекта по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников. (Передать программу)

Сделала выборку материала из фондов архива Асиновского района о создание в городе Мемориального комплекса «Родина мать», из фондов краеведческого музея была получила историческая справка о создании в нашем городе кинотеатра «Восток» в данное время Районный Дом Культуры. Данный материал наиболее значим и понятен детям и родителям моих воспитанников.

В начале остановлюсь на работе, которую проводила с детьми в течении четырёх лет.

Были поставлены следующие задачи: (Слайд № 9) .

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

- формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду людей;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о России, её столице;

- знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

- формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Эти задачи решаются во всех видах деятельности, на занятиях, в играх, в труде и т. д.

Так – как воспитывает в ребёнке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

(Слайд № 10) Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимы:

- создание благоприятных материально-технических и социальных условий;

- обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;

- последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;

- тесный контакт по данной проблеме с семьёй, опора на её традиции и опыт.

Таким образом система и последовательность работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей может быть предствленна следующим образом (слайд 11)

Семья

Детский сад

Родная улица, район

Родной город

Страна, её столица, символика

Права и обязанности - Конституция

Работу начала проводить со второй младшей группы.

Целью работы поставила:

- Ознакомить ребёнка с его родным домом

- Привить чувство родства с семьёй

- Заложить основы тёплого чувства и привязанности к своей семье.

Предложила детям вместе с родителями сделать семейные альбомы, подготовила и провела праздник «Наша дружная семья», был организован конкурс рисунков «Наша семья».

В средней группе был следующий этап «Детский сад» соответственно были поставлены цели:

- Ввести ребёнка в первую общественную среду – детский сад

- заложить основы искренней благодарности сотрудникам детского сада за их добрые сердца и теплоту души.

Сформировать понятия. Я – воспитанник детского сада. Мой дом – мой детский сад.

В старшей группе я знакомила детей с их малой Родиной – городом, краем формировала любовь к ней.

Сформировала понятие Я – житель края, города, посёлка.

Вместе с детьми посетили Асиновский краеведческий музей, выставку «Асиновская старина», были экскурсии по улицам родного города.

В подготовительной группе развивала потребность к ознакомлению с большой Родиной – Россией, Формировала любовь к Отчизне, сформировала понятие: Я – Россиянин. Мой дом – моя большая Родине – Россия.

Приступая к работе по данной теме, я отдавала себе отчёт в том, что я смогу получить эффект в том случае, если эта работа будет поддержана родителями.

Сотрудничество с родителями основной аспект в моей работе по нравственно патриотическому воспитанию (слайд № 12)

Задачи:

1- Приобщение родителей, воспитанников к сотрудничеству по проблеме нравственно – патриотического воспитания.

2- Формирования у них понимания значимости проводимой в ДОУ работы.

В беседе с родителями, я поняла, что в современных условиях жизни на первый план ставится материальное благополучие, наличие компьютеров, телевизоров, сотовых телефонов и т. д. Нравственно-патриотические ценности у людей часто уходят на задний план. Всё чаще наблюдаем людское равнодушие друг к другу, детям, пожилым людям. Дети, да и многие взрослые не знают свои «корни», многие не знают важнейшие исторические события, знаменательных дат и т. д.

Для просвещения родителей запланировала следующие мероприятия:

1. Консультации:

- «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка».

- «Формирование любви к Родине, на основе любви к природе родного края»

- «Воспитание нравственно-патриотических чувств детей к родному городу» 2. Оформление стендов:

- «Природа крайнего севера»

- «Писатели – детям»

5. Совместные праздники:

- «Наша дружная семья»

- «Папа, мама, я – спортивная семья»

- «День матери»

- «Полоса препятствий»

-Взрослые детям. Сценарий спектакля «Вежливые слова»

6. Выставка рисунков:

- «А мы войны такой не знали»

- «Наш любимый уголок природы»

Мне удалось заинтересовать родителей этой темой в конце учебного года в подготовительной группе в беседе с родителями, в анкетировании были выявлены изменения, которые произошли в сознании родителей о значимости нравственно патриотического воспитания, как в семье, так и в детском саду.

Дополнительно я использую свою программу по театральной деятельности, она помогает мне осуществлять работу по нравственно патриотическому воспитанию так как эмоциональное насыщение, содержательное общение, взрослого с ребёнком и детей друг с другом по поводу художественного образа создаёт благоприятные условия для развития у детей умения прислушиваться к своим переживаниям, понимать своё эмоциональное состояние и даже предвидеть его.

Театрализованная деятельность – мощнейшая сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки.

Благодаря этой деятельности, дети становятся более самостоятельными у них развивается речь, познавательные процессы, произвольность поведения, совершенствуются практические навыки, необходимые в быту и в дальнейшем в школе.

Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Воспитывают любовь к Родине уже потому что они творчество народа. Рассказывайте сказки детям ведь они предназначены для детей и тогда мы сможем воспитать истинных патриотов своей Родины.

Вывод: Но не какие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, - писал К. Ушинский, - потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Не какие уставы и программы, не какой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания»