Проект «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»

Эльвира Шаяхметова

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание у старших дошкольников».

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы.

Актуальность темы: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников имеет актуальное значение. Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Дети в силу возраста интересуются той обстановкой, архитектурным содержанием, которые их окружают. Задача взрослых направить их познание в нужное русло. Следует рассказать детям, что каждая улица, каждый уголок родного города имеет свое название, хранит свою тайну. Невозможно полюбить их не зная их судьбы, исторического прошлого. Наша задача - отобрать из массы впечатлений, получаемых детьми, более доступные. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма.

В своей работе я уделяла внимание следующим вопросам:

1 .История города, поселка (целевые прогулки, экскурсии, обобщающие занятия с показом фотографий, рассказы по истории города, поселка) .

2. Природа и фауна нашего края (знакомство с Красной книгой) .

3. «Никто не забыт, ничто не забыто» (экскурсия к обелиску) .

Цель: Организация эффективной системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции. Развитие основ начала нравственно-патриотического воспитания через общение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.

Задачи:

- Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своей семье через любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;

- формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; воспитывать чувство патриотизма и гордость за свою страну;

- формировать представление о героизме;

- продолжать знакомить детей с русским народным творчеством средствами эстетического воспитания: музыка, художественное творчество, художественное слово;

- систематизировать и закреплять знания детей о природе края, города;

- воспитать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики России, родного края; познакомить с гербом города.

Проект реализуется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Вид проекта: познавательный, краткосрочный (3 месяца, групповой.

Основной раздел программы: познавательное развитие.

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, спортивные мероприятия, занятия по ознакомлению с окружающей средой.

Ожидаемый результат: развитие интегративных качеств соответствующих возрасту «Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, мире и природе»:

- знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, где работают, как важен для общества их труд;

- знает семейные праздники; имеет постоянные обязанности по дому;

- может рассказать о своем родном городе (поселке, селе, назвать улицу, на которой живет;

- знает, что Республика Башкортостан — огромная многонациональная страна; что Уфа — столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна;

- имеет представления о Российской армии, о Дне Победы.

- Приобретение детьми социального опыта.

- Родители стали единомышленниками педагогов, способными оценить возможности ребенка и вместе с педагогами участвовать в формировании патриотических чувств ребенка.

Формы работы с детьми:

1. Беседы: «Здания нашего города», «Наша улица», «Дома бывают разные». Рассматривание иллюстраций с изображением архитектурных памятников города. Сравнение старинных и современных зданий нашего города.

2. Рассматривание иллюстраций и фото с изображением храмов нашего города, зданий магазинов, больниц, детских садов, школ, библиотек, театров, аптек, городского Дворца культуры.

3. Беседы «Твой любимый праздник», «Как отмечают праздники в твоей семье», «Традиции твоей семьи». Развивать интерес к русским традициям (почитание родителей, гостеприимство) .

4. Изучение экспонатов, принесенных детьми для музея. Беседа по содержанию.

5. Цикл занятий по познавательному блоку: «Наша Армия».

6. Занятие по изобразительной деятельности «Поздравительная открытка к празднику 9 Мая».

7. Чтение рассказов и стихов о войне: «22 июня 1941 года» (С. Щипачев, «Прощание» (3. Александрова, «И снова писем нет из дома», «Скольким детям возвратили детство» (Р. Рублев, «Навек запомни» (М. Исаковский, «Братские могилы» (В. Высоцкий) .

8. Слушание и разучивание музыкальных произведений, песен: «Священная война», «Соловьи», «Вечный огонь», «Бравые солдаты», «Наследники Победы», «День Победы».

9. Фотовыставка «Защитники Родины – наши деды и отцы».

10. Рассматривание альбома «Военная техника», плакатов, открыток, иллюстраций.

11. Подготовка к экскурсии возложению цветов к обелиску павших солдат.

12. Оформление мини-музея в группе.

13. Занятие «Наши космонавты». Познакомить с космонавтами. Беседы: «Кто такие космонавты», «Планеты солнечной системы», «Голубая планета – Земля», «Семья планет», «Освоение планет».

14. Рассматривание фотографий, слайдов, иллюстраций с изображением планеты, первого спутника Земли, Белки и Стрелки, видов Земли из космоса.

15. Беседы: «Кто такие богатыри? », «Кто такой герой? », «Минин и Пожарский – защитники земли русской». Рассказ о защитниках земли русской – Иване Сусанине, Дмитрии Донском, Александре Невском.

16. Чтение произведений, пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге Александра Невского.

17. Беседа: «Что бы ты хотел сделать для своей страны? », «Какие у нас права? », «Как можно прославить свою страну? », «Что ты знаешь о своей стране? »

18. Д/и «Узнай наш флаг», «Узнай наш гимн», «Кто в какой стране живет».

19. Беседа: рассказ воспитателя о значимости обучения в школе. Составление рассказов на тему «Дети пошли в школу».

20. Чтение А. Барто «Первоклассница». Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Формы работы с родителями:

1. Участие в сборе экспонатов для мини-музея.

2. Анкетирование с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания детей.

3. Просмотр фильмов о войне вместе с детьми.

4. Привлечение родителей к книжной выставке произведений о войне.

5. Участие в выставке совместных рисунков о войне.

6. Участие в оформлении мини-музея в группе.

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе группе:

Март

1. Занятие "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны" (окружающий мир) .

Цель. Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, стремление помогать ей.

2. Занятие «Моя семья. Родословная моей семьи».

Цель. воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной. Формировать представление о семейных традициях и праздниках.

3. Занятие "Край родной Башкортостан".

Цель. Продолжать формировать представление о государственных символах - флаге, гербе, гимне; подвести к пониманию того, что символы не только обозначают, а и описывают явления. Воспитывать у детей чувства гордости за Родину и любви к Родине.

4. Оформление мини-музея в группе

Цель: знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном, о президенте РБ и РФ, карта России.

5. Беседа: «Что значит быть гражданином? »

Цель. Воспитывать гражданско-патриотические чувства, уважение к государственным символам России. Объяснить понятия: «гражданство», «гражданин».

Апрель

1. Занятие "Наши космонавты".

Цель. Продолжать знакомить детей с профессией космонавта (с просмотром видеофильма) ; познакомить детей с пословицами и поговорками об этой профессии; учить детей мечтать. Воспитывать уважение к этой опасной и трудной профессии.

2. Беседа «История моего города».

Цель. Познакомить детей с историей возникновения города; развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее».

Формировать представление об исторических корнях города.

3. Беседа «Славься Россия, чудо-мастерами».

Цель. Формировать интерес к культуре своего народа; развивать умение применять знание о национальной культуре в разных видах деятельности.

4. Выставка «совместных рисунков о войне ".

Цель. Активизировать работу с детьми, родителями и педагогами по патриотическому воспитанию на основе исторических фактов событий ВОВ.

Май

1. Презентации «Расскажем детям о войне»; «Парад победы»

Цель. Продолжать знакомить детей с подвигами солдат во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства.

2. Рисование «Салют в честь дня Победы»

Цель. Воспитывать у детей эмоциональное отношение к создаваемому образу, учить передавать в рисунке основные детали.

3. Экскурсия и возложение цветов к Вечному огню.

Цель. Показать детям, что спустя много лет люди помнят о Великой Отечественной войне и чтят память погибших.

4. Высаживание сирени на аллею детского сада в память о погибших солдатах.

Цель. Формировать у детей патриотические чувства.

Ресурсное обеспечение проекта: экспонаты в мини-музее, книги, журналы, открытки, художественные произведения и материалы, карта, фотографии и символика городов.

• Технические средства: ноутбук, мультимедиа

Литература:

1. «Воспитание большого гражданина России» Дошкольное воспитание 2007 №6.

2. «Большая река начинается с родничка, любовь к Родине с детского сада» Воспитатель ДОУ 2008 №2012

3. «Любить малую Родину» Дошкольное воспитание 2005 №10

4. «Мы живем в России» авторы Н. Г. Зеленовой, Л. Е. Осиповой.

5. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Е. Вераксы «От рождения до школы»

6. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Е. К. Ривина

7. «Находками делюсь с коллегами» из серии «педагогический опыт» выпуск 34

8. Интернет-ресурс «Социальная сеть работников образования «Наша сеть»