Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Полковникова

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Актуальность. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце, с детским садом, школой, в которых он вырос.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует духовно-нравственному развитию личности и патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

• развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;

• формирование чувства уважения к другим народам, их традициям;

• формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

Тип проекта: тематический

Срок проекта: долгосрочный

Участники проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители

Система и последовательность работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей:

- Семья

- Детский сад

- Родной город

- Страна, ее столица, символика

- Права и обязанности (Конституция)

- Права ребенка (конвенция)

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

Беседы, занятия, рассматривание семейных альбомов, иллюстраций, выставки детских работ, творческая речевая деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры, сочинение рассказов и сказок о семье, фотоконкурсы, экскурсии.

Тематическое планирование

Сентябрь

«Моя семья»

1 встреча

- Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».

- Рисование на тему «Ты и твое имя»

- Слушание и исполнение песни «К нам гости пришли» А. Александрова.

- рисование и выставка фотографий на тему «Мой дом – моя крепость»

2 встреча:

- Просмотр видеофильма «Моя планета – Калининград. Янтарный город»

Декабрь

«Наша Родина – Россия»

«Этот день победы»

1 встреча:

- беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»

- экскурсия к памятнику погибших воинов во время ВОВ

2 встреча:

- рисование на тему «Салют в честь дня Победы»

- слушание и пение фронтовых песен.

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к гражданско-патриотическому воспитанию детей требует от педагога особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.

С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Ко всему прочему гражданско-патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

Ожидаемые результаты

По итогам участия в проекте дети обогащаются знаниями, усвоенными на занятиях и в повседневной жизни по патриотическому воспитанию:

• Проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знакомятся с историей, достопримечательностями, знаменитыми людьми.

• Имеют представления о природных богатствах края.

• Проявляют интерес к стране, в которой живут.

• Выражают положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому.

Итогом проекта станет постановка литературно-музыкальной композиции, посвященной Дню Победы, которая будет представлена на конкурсе музыкально-литературных композиций, а также в стенах детского сада.