Дидактические игры по обучению счёту в средней группе детского сада

Лариса Чулкова

Дидактические игры по обучению счёту в средней группе детского сада

Математическая карусель.

Цель: формировать умения детей считать предметы на рисунке, расположенные по-разному. Закрепить цифры в пределах 5, геометрические фигуры, основные цвета. Развивать мелкую моторику, внимание, умение ориентироваться на круге.

Для игры понадобиться одна большая пластинка, две по меньше. На одну сторону большой пластинки наклеиваем геометрические фигуры из бархатной бумаги в пределах 5. На маленькую пластинку наклеиваем цифры в пределах 5. На другую сторону наклеиваем картинки с предметами в пределах 10. На вторую маленькую пластинку цифры в пределах 10. Соединяем пластинки в середине между собой пластмассовым креплением от альбома для рисования. Таким образом маленькие пластинки вращаются.

Ход игры: Сосчитай сколько треугольников, соедини с нужной цифрой, какого цвета треугольники. Аналогичные задания и с другими картинками.

Божьи коровки на ромашках.

Для игры понадобятся карточки с ромашками с изображением цифры в середине (от 1 до 5, божьи коровки с точками на крыльях от 1 до 5.

1 вариант.

Цель: упражнять детей в прямом и обратном счёте до 5, закреплять знания цифр до 5, ориентироваться на плоскости. Воспитывать внимание.

Ход игры: разложи ромашки по порядку, пересчитай их. Сосчитай в обратном порядке. Посади божью коровку на свою ромашку (сосчитай точки на крыльях). Построй божьи коровки по порядку. Поисковый вопрос: «Покажи самую старшую (младшую) ». Подбери соседей для божьей коровки с тремя точками и т. д.

2 вариант.

Для игры сделать четыре карточки с изображением больших божьих коровок с точками (2, 3, 4, 5) на одном крыле и маленьких божьих коровок с точками (1, 2, 3, 4) на одном крыле, и отдельно крылышки с точками (1, 2, 3, 4) .

Цель: закрепить представление о составе числа из двух меньших в пределах 5, составлять число из двух, упражнять в счёте точек, расположенных по-разному.

Ход игры: на пример- найди деток для «мамы» у которой 3 точки, надо подобрать крылышки с таким количеством точек, чтобы в сумме было как у «мамы». На пример: на карточке у маленькой божьей коровки одна точка, значит крылышко подбираем с двумя точками, и считаем сколько всего точек на двух крылышках - 1 и 2 будет 3. Поисковый вопрос: У какой «мамы» больше всех деток? (у которой 5 точек) .

Математическая рыбалка.

Сделать аквариум из 5-и литровой пластиковой бутылки или банки от конструктора круглой формы. Удочку из магнитной рыбалки. Цифры из набора магнитных цифр. На дно можно положить ракушки мелкие камешки для схожести с аквариумом.

Цель: развивать и закреплять представления детей о цифрах. Упражнять в ловкости, умении соревноваться. Сравнивать «улов» кто больше поймал цифр, у кого значение цифры больше. Закреплять знания о составе числа из двух меньших.

Ход игры: дети ловят цифры удочкой, считают кто сколько поймал. У кого значение цифры самое большое? (подсчёт очков). У кого такое же количество очков только из двух цифр? Разложите цифры по порядку (в обратном порядке) .

1 вариант.

Для игры делаем карточки два поезда с вагонами от 1 до 6. На колёсах вагонов цифры и точки (на пример на одном колесе 2 на другом две точки).

Цель: упражнять детей в счёте до 6 и обратно, находить соседей, закрепить знания цифр до 6, развивать внимание, память.

Ход игры: разложи вагоны по порядку, работа в паре кто быстрее построит поезд.

2 вариант.

Для игры делаем карточки с изображением поезда 5 штук. На окошке каждого поезда № от 1 до 5. Затем делаем вагоны с двумя окошками. На них цифры. Для поезда с №2 один вагон с цифрами 1 и 1 на окнах, для поезда с № 3 два вагона: первый с цифрами 1 и 2, второй 2и 1 и т. д.

Цель: закрепить умение детей составлять число из двух меньших, считать предметы в пределах 5. Развивать логическое мышление, внимание, интерес к счётной деятельности.

Ход игры: ребёнок самостоятельно подбирает необходимое количество вагонов к предложенному поезду; работа в паре один ребёнок подбирает один вагон с комбинацией цифр, другой – следующий вагон, чтобы числа на вагонах соответствовали цифре на поезде. Групповая работа вагоны сложены в «депо», дети берут по одному вагону и определяют соответствующий поезд.

На полянке. Интегрированная игра.

Вырезать из цветного картона пять цветов с серединками в форме геометрических фигур с цифрами до 5. Сделать эти цветы на петельках, чтобы можно было развесить по стенам.

Цель: закреплять знания геометрических фигур, названия цветов и цвета, цифр до 5, развивать умение ориентироваться в пространстве, имитировать движения животных, упражнять в ловкости и быстроте.

Ход игры: цветы развесить, разложить в разных местах группы.

1. Вышли мишки на полянку мёду поискать, походили, поискали, цифру 5 мне показали.

2. Вышли зайки на полянку, поскакали, корешки поискали, цифру 3 мне показали.

3. Вот пришла лисичка, рыжая сестричка, заек распугала цифру 2 мне показала.

4. Прибежали серые волки, бегали, рычали, цифру 4 мне показали.

5. Белочки по веточкам скок-скок-скок, циферка один прыг-прыг-прыг.

Рисуем на картоне изображения двух или трёх домов, разных по конструкции и по этажности. Наклеиваем цифры в разном порядке от 1 до 5. Делаем из картона цветные прямоугольники – «кирпичики». Шьем из ткани мешочек, складываем туда деревянные цифры (от 1 до 5) из пазлов.

Цель: развивать интерес детей к счётной деятельности, к цифрам. Закреплять знания о цифрах до 5. Развивать мелкую моторику, тактильные качества, умение на ощупь определять цифру.

Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди каждый запускает руку в мешочек и не доставая цифру называет её. Потом достаёт и дети проверяют правильно он назвал или нет. Если правильно, то один «кирпичик» кладёт на такую же цифру на доме. Затем ход другого ребёнка, если ребёнок не правильно назвал цифру, то он пропускает ход. Выигрывает тот, кто быстрее построит дом, т. е. закроет все цифры на доме «кирпичиками».