Дидактические игры по работе над звукопроизношением и развитием фонематического слуха

Ирина Вит

Дидактические игры по работе над звукопроизношением и развитием фонематического слуха

Назови и отгадай

Цель: закрепить правильное произношение звука [ З] в словах, определять его наличие в слове

Материал: картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [ З ], парные к ним картинки без звука

Ход: воспитатель выставляет парные картинки и просит детей назвать их. Затем предлагает назвать только те в на названии которых есть звук [ З ].

Например: замок – ключ, коза – корова.

Воспитатель исправляет ошибки в речи детй, выделяя звук голосом.

Помоги художнику

Цель: упражнять в умении подбирать похожие по звучанию слова

Материал: картинки с изображением предметов

Ход игры: в – ль показывает картинку и просит назвать её. Затем показывает чистый листок и просит детей назвать, что похожее по звучанию мог бы нарисовать художник. слова произносятся хором, индивидуально, обращая внимание на сходство и различие слов.

Например:кит – кот, рак – мак, мишка – пышка, жук – лук.

Продолжи слово

Цель: закреплять правильное произношение некоторых звуков в словах.

Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривая её до конца, дети должны её закончить

Например: Ра –ра-ра начинается иг.

Ры –ры –ры у мальчика ша…

Ро –ро –ро у нас новое вед…

Ру –ру –ру родолжаем мы иг…

Затем предлагает детям самим придумать фразу.

Поезд

Цель: закреплять умение определять наличие определённого звука в словах

Материал: паровозик с 3 вагонами, 9 предметных картинок к звукам.

Ход игры: В. показывает паровозик и картинки с изображением животных и говорит, что каждое животное может ехать только в своём вагоне. В 1 вагоне могут ехать животные в названии которых есть звук определённый звук, например. «м», во 2 вагоне со звуком «л», в 3 вагоне «к». Для того чтобы рассадить животных выбирают трех проводников и контролёра. Затем дети и картинки меняются.

Кто больше

Цель. упражнять детей в подборе слов с определённым звуком.

Материал: сюжетная картинка, например «улица», фишки.

Ход игры:воспитатель предлагает рассмотреть картинку и назвать предметы в названии которых есть определённый звук. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек

Выдели слово.

Цель: Учить выделять из речевого потока слов – слова с определённым звуком.

Ход игры: в – ль медленно произносит слова выделяя звук голосом и предлагает детям хлопать в ладоши если услышат звук в слове.

Что в мешочке

Цель: Закреплять правильное произношение звука[ц], выделять слова со звуком из группы других слов.

Материал: мешочек с игрушками в названии которых есть звук[ц], например: курица, пуговица, ножницы, а также другие игрушки: мяч, кубик

Ход игры: Воспитатель показывает мешочек с игрушками и предлагает доставать по очереди доставать игрушки и называть их. Когда все игрушки окажутся на столе воспитатель предлагает выбрать те игрушки, в названии которых есть звук[ц] и назвать их.

Магазин

Цель: упражнять в правильном произношении слов с заданным звуком

Материал: игрушки в названии которых есть заданный звук

Ход игры: На стол выставляются игрушки, дети сидят на стульчиках. Воспитатель предлагает детям приходить в магазин, и покупать только те игрушки, в названии которых есть заданный звук. Название игрушки произносится громко, выделяя звук голосом

Угадай, кто кричит.

Цель: развитие слухового внимания, добиваться чёткого произношения звуков в словах.

Материал: игрушки – животные.

Ход игры: Воспитатель показывет игрушки называя их и имитирую их крик, затем ставит их за ширму. Ведущий – ребенок встаёт за ширму и выбрав игрушку имитирует крик животного, отгаданная игрушка выставляется на стол.

Первый отгадавший – ведущий.

Подарки

Цель: закрепить правильное призношение звука [ш] в словах.

Материал: кукла – мальчик и кукла – девочка, игрушки: машинка, мишка, мышка, и другие игрушки в названии которых есть звук[ш].

Ход игры: Воспитатель показывает кукол (Миша и Маша) и предлагает им на день рождения выбрать подарки. Воспитаель обращает внимание на наличие звука в словах, и следит за чётким произношением слов.

Подберём игрушку

Цель: закреплять произношение звука «ж» в словах. Находить предметы в названии которых есть звук.

Материал: кукла, игрушки: жук, жираф, ёжик, флажок, и др.

Ход игры: Воспитатель раскладывает игрушки по группе, затем показывает куклу и Предлагает придумать имя для куклы со звуком «ж», и подарить кукле игрушки, но только те, в названии которых есть звук «ж». Дети и воспитатель идут по группе ищут игрушки для куклы, громко называя их.

Похожие слова

Цель: учить находить слова похожие по звучанию.

Материал: игрушки названия которых похожи по звучанию.

Ход игры: воспитатель показывает и называет игрушку: «миишшкаа». Дети повторяют слово. Воспитатель предлагает подобрать похожее слово, например:мишка мышка, шишка, пышка… Молодцы много слов придумали. с остальными игрушками по анологии.

Отгадай

Цель: определение первого и последнего звука в слове

Ход игры: воспитатель загадывает загадку, когда дети её отгадают, предлагает определить первый (последний) звук в слове

Угадай – ка

Цель: выделение первого звука в слове.

Ход игры: воспитатель предлагает детям ряд заданий:

1 Назвать первый звук в именах детей

2 Назвать первый (последний) звук в словах названых воспитателем

3 Подобрать слова начинающиеся с заданного звука.