Дидактические игры

Дидактические игры и пособия.

В нашей группе в течение нескольких лет проводится целенаправленная и углубленная работа по совершенствованию познавательной деятельности детей, развитию наглядно-образного и логического мышления, конструктивных способностей детей. Кроме известных и традиционных развивающих дид. игр и пособий (логические Фигуры Дьенеша, таблицы Зака, игры Никитиных и т. д) мы используем разработанный комплекс авторских дидактических игр. Начиная с младшей группы, в сотрудничестве со вторым воспитателем Агабаловой Н. В. мы проводим комплексные занятия с использованием этих игр, что позволяет работать в системе, последовательно повторяя и закрепляя материал. В частности мы ввели занятия с трафаретом из геометрических фигур со средней группы, с постепенным усложнением геометрического материала. К концу подготовительной группы дети свободно владеют линейкой и трафаретом, в совершенстве знают геометрические фигуры и некоторые геометрические понятия (отрезок, прямая, пересечение прямой и фигуры, умеют преобразовывать их, классифицировать и обобщать по признакам, умеют ориентироваться на плоскости. Эффективность этих занятий проверена многолетним опытом (в течение 10 лет).

1. Игры, направленные на совершенствование вычислительных навыков, знание состава числа, последовательности чисел в натуральном ряду.

Дид. игры: «Построй числовую дорожку », «Почини мостик», «Числа потерялись»,

«Соседи числа», «Многоэтажный дом из чисел»

Цель: закрепить представление о месте числа среди других чисел ряда, последующее и предыдущее число, на 1 больше и меньше, знания о количественных и порядковых отношениях в натуральном ряду чисел, знание цифр.

Дид. игры. «Математический футбол», «Геометрический магазин»

Цель. закреплять умение определять равенство и неравенство нескольких групп, закреплять понятия «одинаковое количество», «больше», «меньше», «На сколько? »

Дид. игры: «Математическое дерево», «Числовая ромашка», «Цветные гаражи»

Цель: знание состава числа, умение составлять число из двух меньших чисел.

2. Игры, направленные на совершенствование умений находить последовательность действий, пользоваться простыми алгоритмами.

Дид. игры: «Построй дорожку, мостик», «Собери по-образцу», «Построй по-правилу», «Пройди, не наступая на круги (квадраты) »

Цель: совершенствовать умение работать по алгоритму, по правилам.

3. Игры, направленные на знание геометрического материала и умение ориентироваться на плоскости, с элементами комбинаторики и логики. (Плоскостное конструирование с помощью трафарета с геометрическими фигурами)

Серия дид. игр. «Волшебный трафарет», «Найди букву», «Путешествие в космос», «Луноход», «Приключения на Марсе», «Необычные насекомые», «Транспорт», «Волшебный коврик», «Цветы», «Встреча с динозавриком», «Путешествие точки».

Цель: совершенствовать умение ориентироваться на плоскости (правый верхний угол, левый нижний, «под, над, около, внутри фигуры») ; закреплять представление о точке, прямой, луче, отрезке ; дать представление о пересечении прямых, геометрических фигур; преобразовывать одни фигуры в другие; закреплять знания о геометрических фигурах, классификация и обобщение их по цвету. форме, размеру ;совершенствовать умение пользоваться линейкой, шаблоном, трафаретом; конструировать из геометрических фигур; развивать наглядно-образное и наглядно-схематическое мышление, комбинаторные и конструктивные способности.

4. Дид. игра «В гостях у смешариков» (математический домик)

Данная игра была представлена на конкурсе «Понарошкин мир» в номинации «Дидактическое пособие». В занимательной игре со смешариками, решается целый комплекс обучающих и развивающих задач, которые представлены в серии нескольких дидактических игр: «Застегни пуговицу», «Шнуровка крыши домика», «Огород смешариков»(собери морковки, цветочки на грядках, посчитай и сравни, «Найди длинную, короткую или широкую и узкую дорожки», «Нарисуй план домика и огорода» (ориентирование, «В каждом окошке загадка» (кодирование свойств фигур с помощью карточек и фигур Дьенеша, «Сколько прищепок на балконе»(красных, синих, зеленых, желтых)

Цели игры:- закрепить понятия длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий;

-закреплять знание цветов (младший возраст)

-совершенствовать вычислительные навыки, умение определять равенство и неравенство двух групп;

-закреплять навыки ориентирования в пространстве и на плоскости;

- развивать мелкую моторику ;

- совершенствовать умение кодировать и декодировать свойства фигур, классифицировать и обобщать фигуры по трем свойствам) ;

-развивать мышление, воображение.

Дид. игра представлена на конкурсе «Понарошкин мир»

5. Дид. игра по развитию речи «Цветик – семицветик»

Данное дидактическое пособие включает в себя несколько игр: «Один-много», «Скажи ласково», «Мама и детеныши», » Собери цветок», «Найди лепесток»

Цели: - упражнять детей в образовании форм существительных множественного числа;- упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных;- закрепить знания родовых понятий «родители-дети», умении е обобщать и классифицировать понятия «Дикие- домашние» животные;-совершенствовать умение классифицировать и обобщать понятия «Овощи», » Посуда», «Фрукты», «Животные», » Посуда»; умение называть признаки предметов и отвечать на вопрос «Какой?

6. Дид. игры по экологии.

Дид. игра «Береги природу»

Цель: закреплять знания об охране объектов природы

Ход игры: на столе разложить картинки птиц, животных, человека, солнца, воды и т. д. Нужно убрать один объект, чтобы дети рассказали, что будет с остальными объектами, если не будет спрятанного объекта.

Дид. игра «Цепочка»

Цель: уточнять знания об объектах живой и неживой природы.

Ход игры: дети передают по цепочке картинку птицы, цветка, животного и т. д Дети должны называть по одному признаку этого объекта, не прерывая цепочку.

Дид.игра: «Прогноз погоды»

Цель: закреплять умение обобщать знание о погоде, пользуясь моделью календаря погоды и карточками признаков погоды (холодно-тепло, снег-дождь, облачно-солнечно и т. д.

Ход игры: ребенок выступает в роли ведущего прогноза погоды и с помощью знаков сообщает, какая сегодня погода.

В нашей картотеке много игр и лото, направленных на классификацию и обобщение объектов живой и неживой природы, коллекций животных, фруктов и овощей, Таблицы и карточки, физическая карта Земли, модели времен года и глобус. Мы стараемся интегрировать и комбинировать эти игры, придумывая новые цепочки и проблемные вопросы. Дид. игры по экспериментированию с водой, воздучом, песком, предметами.

7 Дид.игры по правилам дорожного движения

Цель: помочь научиться понимать дорожную символику (на примере дорожных знаков, уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения. Дать детям представления о назначении светофора, о его сигналах.

Формировать у детей представления и ответственное отношение к тому, что можно и нельзя на улице, дороге и в транспорте.

Дид. игры на макете дороги: «Мы - водители», «Правила улиц и дорог», «Знаки дорожного движения», «Светофор», «Можно-нельзя, правильно-неправильно»

Дид. игры «Что будет если… », «Научим смешариков ПДД», «Угадай какой знак», «Наша улица»