Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Людмила Емельянова

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Конспект открытого занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ по обучению грамоте

Провела воспитатель I категории Емельянова Л. М. МДОУ №23

Тема: «Поможем звукам»

Программное содержание:

1. Учить называть слова с заданным звуком, делить слова на слоги, находить ударный слог, учить умению составлять предложение по схемам.

2. Продолжать учить различать гласные, согласные твердые и мягкие звуки.

3. Продолжать обучению звуковому анализу слов.

4. Закреплять знания о словоразличительной роли звука.

Демонстрационный материал: экран, конверт от «Королевы звуков», конверты с частями от ключа, схемы предложений, «Ромашка» со звуками

Раздаточный материал: схемы предложений, схемы слов

Ход занятия: стук в дверь, вносят конверт с письмом.

Воспитатель: К нам пришло письмо, давайте его прочитаем.

Чтение письма

Здравствуйте, ребята!

Пишет вам Фея звуков. Вы все знаете звуки. Страна, в которой они живут, находится в книге. Эта книга называется «Букварь». Ее мог взять каждый ребенок почитать, вместе с воспитателем, выполнить задания. А теперь эту книгу, вместе с Мальвиной похитил Карабас-Барабас. Он заточил их в чулане и запер дверь на ключ. Ключ сломал. Ребята, помогите, пожалуйста, собрать все части ключа и тогда вы освободите Мальвину и вернете «Букварь» ребятам. А для этого вам нужно выполнить все задания, которые приготовил для вас Карабас - Барабас.

На экране Карабас-Барабас

Я приготовил для вас 6 конвертов с заданиями. В каждый конверт вложена часть ключа. Если вы правильно выполните все задания, то соберёте ключ и освободите своих друзей из заточения.

1. Карабас-Барабас:

1 задание: какие звуки называются гласными?

Дети: гласные звуки произносятся с голосом.

Звуки, которые проризносятся с голосом и не встречают во рту преград, называются гласными.

Воспитатель: правильно, окошки в звуковых домиках, где живут гласные звуки, обозначаются красным цветом. Гласные звуки бывают твердые и мягкие.

Твердые мягкие

А Я

У Ю

О Ё

Ы И

Э Е

Воспитатель: Ребята, у нас есть первая часть ключа, осталось собрать еще 5 частей и значит выполнить 5 заданий.

2. Карабас-Барабас: Ах, вы справились. Даю Вам другое, более сложное. Это задание для внимательных.

Послушайте и определите, какой звук часто встречается в этом стихотворении?

Барабан боднул баран

Бух! И лопнул барабан.

Дети: звук [Б[

Воспитатель: Правильно, с этим звуком мы познакомимся сегодня. У звука [ Б[ есть брат – мягкий звук [Бь[. При произнесении звука губы смыкаются и размыкаются, воздушная струя встречает преграду, голосовые связки (горлышко) дрожит.

Характеристика: Звуки [ Б, бь[ - согласные, бывают мягкие и твердые.

У меня есть 2 красивых цветка (ромашки).

Воспитатель: Какой звук стоит в середине? Правильно [Б[и [бь[

Давайте прочитаем. Чтение слогов.

Воспитатель: Молодцы ребята, у нас есть вторая часть ключа, осталось собрать еще 4 части и значит выполнить 4 задания.

Карабас-Барабас: Ах, вы опять справились. Следующее будет еще труднее. А не справитесь, пощекочу плеточкой ваших друзей.

Воспитатель: Ребята, давайте будем стараться правильно выполнять задания и спасем друзей.

3. Карабас-Барабас: придумайте слова по схеме с буквой Б.

(На столах лежат схемы слов, дети придумывают по ним слова.)

Ребята, у нас есть третья часть ключа, осталось собрать еще 3 части и значит выполнить 3 задания.

4. Карабас-Барабас: Ох, какие смышленые эти дети, и с этим заданием справились. Вот вам 4 задание. Разделите слова на слоги.

Картинки на экране: самолет, часы, дом, белка, барабан.

Воспитатель: Сколько слогов в этом слове? И т. д. дети показывают схемы этих слов.

Воспитатель: Молодцы! Я смотрю вы устали. Выходите на ковёр.

Физкультурная минутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(Все слова сопровождаются движениями)

Ведущий: Ребята, у нас есть четвертая часть ключа, осталось собрать еще 2 части и значит выполнить 2 задания.

5. Карабас-Барабас: Посмотрите на доску. Что это? Это схема предложения

Воспитатель: Ребята, у нас есть пятая часть ключа, осталось выполнить последнее задание.

Карабас-Барабас: Я не ожидал, что малютки бывают такими умными и что придется отпускать ваших друзей.

6. Карабас - Барабас: Последнее задание. Пробежала Шалунья – резинка и стерла фрагменты букв:

Слова: банан, бок

Воспитатель: Теперь у нас есть все 6 частей. Давайте собирем из них ключ.

Дети составляют ключ из частей.

Воспитатель: Ребята, закройте глаза. Хлопушка сверкает (замена ключа на целый). Ой, ребята, произошло волшебство. Ключ стал целым!

(На экране изображение открывающей двери). Дети подходят к домику, на котором висит холст с нарисованным очагом. Поднимаем холст под ним изображения замка. Дети открывают его. Из домика выходит Мальвина с азбукой и угощением.

Мальвина: Здравствуйте, ребята, спасибо, что вы выполнили все задания, освободили меня и Букварь. За это я угощаю вас (раздает печенье в виде букв или конфеты, на которых висят силуэты букв) .

Воспитатель: Что интересного, нового вы узнали? (ответы детей)