Занятие «Радость»

Цель: развивать эмоциональную сферу, формировать адекватную самооценку.

Задачи:

- способствовать развитию паралингвистических средств общения;

- расширять представления об эмоциях и различных эмоциональных состояниях;

- развитие интереса к партнерам по общению;

- снижение психоэмоционального напряжения.

Вводная часть

Психолог. Здравствуйте. Пусть каждый назовет себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия. Например, я назову своё имя и сделаю вот так: два шага вперед (вариант: похлопать в ладоши, выполнить некоторые движения руками и т. п.) .

Берутся голубые ленты (бахрома, тесьма или мишура) длиной около 1, 5 м. Психолог называет детям разные чувства и предлагает с помощью лент показать «волны радости», «волны злости», «волны страха» и т. п.

Основная часть Игра 1

Цель: снятие речевого зажима.

Ведущий (предлагает детям повторить за ним)

Це-це-це, це-це-це – вот вам сказка о яйце.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо – курица снесла яйцо.

Цу-цу-цу, цу-цу-цу – киска тянется к яйцу.

Ца-ца-ца, ца-ца-ца – брысь, котёнок, от яйца!

Цу-цу-цу, цу-цу-цу – не пускать его к яйцу!

Цо-цо-цо, цо-цо-цо – сами мы съедим яйцо.

Цы-цы-цы, цы-цы-цы – отогнали? Молодцы!

Це-це-це, це-це-це – вот вам сказка о яйце.

Игра 2 «Петрушка прыгает»

Цель: снятие мышечных зажимов.

Дети изображают Петрушку, который мягко и легко прыгает. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой.

Выразительные движения: ноги согнуты в коленях, корпус тела слегка наклонен вперед, руки висят вдоль тела, голова наклонена вниз.

Игра 3 Этюд «Дружная семья»

Цель: вчувствование в общую атмосферу группы.

Дети сидят на стулья, расставленных по кругу, изображают семью. Каждый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто-то рисует, шьёт, вяжет, стирает, готовит обед и т. п. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают.

Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные.

Этюд сопровождается музыкой Р. Паулса «Золотой клубочек».

Игра 4 «Радость»

Цель: расширение представлений о себе.

Психолог: Сядьте на ковер, закройте глаза и попробуйте представить, на что похожа «Радость», какой цвет ей соответствует, какого она запаха, какие звуки ей подходят. (Звучит музыка).

Откройте глаза. Что вы представляли? Расскажите об этом.

Нарисуйте случай из вашей жизни, когда вы радовались.

Далее проводится совместный анализ рисунков.

Игра 5 «Надувная кукла»

Цель: Осознание языка собственного тела.

Участники разбиваются на пары. Один- надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит расслабленно на полу. Другой имитирует накачивание куклы воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняется вперед, произносит звук «С» на выдохе. Кукла постепенно, наполняется воздухом, её части распрямляются, выравниваются. Наконец, кукла надута. Дальнейшее накачивание воздухом опасно – кукла напрягается, может лопнуть. Время окончания надувания ребёнок с «насосом» определяет по состоянию напряжения тела куклы. После этого куклу «сдувают». Воздух постепенно выходит, она «опадает».

Заключительная часть

Выполняется игровое упражнение «Свёрточек» на развитие групповых и межличностных отношений, сплоченности группы; развитие мелкой моторики руки.

Психолог. А на прощание я приготовила вам сюрприз. (Психолог достаёт огромный свёрток, сделанный из нескольких слоёв бумаги (можно газетной, причем каждый слой закреплён скотчем, но только в одном – двух местах, чтобы чуть-чуть фиксировать бумагу. Внутри этого свёртка сюрприз – мелкие предметы: маленькие картинки, разноцветные бусинки, фишки, воздушные шарики или бумажные цветы.) Этот маленький подарок за ваши старания, инициативу, активность на занятиях и проявление уверенности.

Увесистый свёрточек дети должны по очереди развертывать: снимать один за другим слои бумаги. Делают это они под тихую музыку. Когда музыка обрывается, свёрточек следует передать другому игроку. С каждым разом

время пребывания свёрточка у одного ребёнка сокращается – музыка прерывается всё чаще, надо спешить и соблюдать правило. Наконец, свёрточек развёрнут, подарки розданы.

Выполняется игровое упражнение «Дружат в нашей группе девочки и мальчики».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Пусть соединятся

Их маленькие пальчики.

Психолог: покажите мне свою правую руку, а теперь левую. Дотроньтесь своими пальчиками до пальчиков соседа. Замкните круг. А теперь поднимите руки вверх. Мы вместе! Замечательно!