Конспект занятия для детей подготовительной группы по исследовательской деятельности «Четыре стихии»

Оксана Павлова
Конспект занятия для детей подготовительной группы по исследовательской деятельности «Четыре стихии»

Конспект занятия по исследовательской деятельности

- Закрепить знания детей о свойствах природных стихий: вода, воздух, земля, огонь в многообразии их проявлений и пользой для человека.

1. Формировать исследовательское поведение детей, развивать познавательный интерес.

2. Закреплять знания детей о природных стихиях опытным путем.

3. Развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы

4. Развивать самостоятельность у детей в процессе опытов умение высказывать гипотезы формировать умение правильно строить предложения развернуто и точно отвечать на поставленные вопросы.

Материал для опытов: 2 стаканчика: один пустой, другой с водой, фильтры, вертушки, почва в прозрачных стаканчиках, луковицы для посадки, влажные и сухие салфетки - на каждого ребёнка.

Демонстрационный материал – металлический поднос, 3 плавающие свечи, свеча - фонарик, лейка с водой, ёмкость с землёй, 2 стакана - один с чистой водой, другой - с грязной, фильтр, воронки, вертушки, воздушные шарики,

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное рзвитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

1. Познавательная задача, постановка проблемы.

2. Выдвижение предположения.

3. Способы доказательства: экспериментальная деятельность - проведение опытов.

4. Обобщение знаний, вывод.

Предварительная работа: изучение свойств воды и воздуха, наблюдение за ветром на прогулке, чтение рассказов познавательного характера о воде, беседы с детьми о растениях, рассматривание семян разных растений, заучивание стихотворений о воде, воздухе, огне, земле.

Дети входят в зал под песню «Волшебник недоучка. »

Воспитатель - Ребята, послушайте короткую сказку.

«Поспорили как-то между собой птица, рыба и крот - Что важнее: воздух, земля или вода? Птица говорит: «Воздух важнее всего, без воздуха я не могла бы летать… » Рыба спорит: «Нет, вода важнее всего, без воды я не смогла бы плавать» А крот им отвечает: «Земля всего важнее, я живу в земле» Долго бы они спорили между собой что важнее, но вдруг появилась спичка и принесла с собой огонь. Испугавшись огня, птица поднялась в воздух, рыба уплыла в воду, крот спрятался в земле.

- Я всех важнее и сильнее, – подумал огонь.

Воспитатель: Подождите, а давайте проверим действительно это так?

Нельзя понюхать и сорвать

Цветочек этот аленький.

Бывает он большой-большой,

Бывает очень маленький.

И воду он совсем не пьёт,

А если выпьет, то умрёт.

Первым покажет свою силу-огонь.

(звучит музыка – Танец огня, появляется огонь)

1 блок – Огонь (на экране фото огня)

Огонь - Как вы думаете, я действительно важнее всех: сильнее воздуха, воды и земли? (ответы детей)

Воспитатель - Давайте проверим.

Опыт №1. Потушить огонь.

На столе у воспитателя железный поднос, на нем три плавающие свечки, рядом прозрачные стаканы с водой и землей; свечи зажигает воспитатель.

Одну свечу нужно погасить с помощью воды, вторую - с помощью земли, третью – сильным потоком воздуха (сильно дунуть на пламя)

- Что вы увидели? (огонь погас, мы потушили его землей, водой и воздухом)

- Напрасно, огонь думает, что он сильнее всех: и вода, и земля, и воздух смогли затушить огонь.

Огонь - где можно увидеть меня? Ответы детей (фото на экране - горящая спичка, свеча, костер, пожар, огонь в плите, салют, молния)

- Огонь - я могу быть опасным, а могу быть полезным.

-Воспитатель - чем опасен огонь? (огонь может вызвать пожар) - Как обращаться с огнём, чтобы он не был опасным? (нельзя играть с огнем, включать плиту, зажигать петарды)

-Огонь - какую пользу я могу приносить? Хотите это узнать.

Опыт №2. Тепло и светло.

Воспитатель зажигает свечку в закрытом стеклянном подсвечнике.

- Огонь, какой? (яркий, светлый)

- Верно. Когда в комнате темно, можно зажечь свечу. Огонь дает свет. Поднесите руку, что вы чувствуете? (тепло)

- Правильно, огонь дает тепло, может согревать. Как ещё человек использует огонь? (С помощью огня можно вскипятить воду, приготовить еду.)

Огонь - огонь важен? Важен! Без меня человеку нельзя обойтись.

Воздух – это-то, чем дышим,

Через воздух звук мы слышим.

В воздух, в небо и в полет

Птица в воздухе летает.

Разным воздух наш бывает,

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

Шторой в комнате играл,

Бурю в море он поднял…

Воздух разный, он такой!

Где найдём его с тобой?

-А сейчас покажет свою силу воздух.

2 блок – Воздух (шум ветра появляется воздух)

Воздух - ребята, подумайте, что всех нас окружает: вода, огонь, земля или воздух? Что вокруг нас? (пощупать воздух рукой) Вокруг нас воздух.

Воспитатель - а для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать) - Верно, мы дышим воздухом, и не только мы. Все животные, и даже растения дышат воздухом. Какие вы знаете предметы, внутри которых есть воздух? (шар, колесо, мяч, воздушный шар, резиновые игрушки, надувной матрас)

-Воздух- как же я туда попал? (человек накачивает воздухом колесо, воздушный шар) - Как вы думаете, я неподвижен или я могу двигаться? (ответы детей)

Воспитатель - давайте проверим.

Опыт №3. Ветерок (музыкальная пауза)

Ребята, возьмите в руки вертушки и с ними быстро пробежите по залу. Что происходит? (вертушки крутятся) Почему? (ответы детей) - Когда мы дуем, мы толкаем воздух, и он движется. Ветер – это движущийся воздух, поток воздуха. – Что такое ветер? (ветер – это движущийся воздух)

Воздух - Когда можно увидеть, как движется воздух? (ветер качает деревья, шелестит листьями, поднимает пыль, гонит по небу облака, надувает паруса, крутит крылья мельницы)

–Хотите подержать воздух в руках? Мы его поймаем в воздушный шарик, попробуйте надуть шарик. Получилось?

–Почему шар надулся (в него попал воздух) –А теперь выпустите воздух из шариков.

Воспитатель - Вы правильно заметили, что мы все дышим воздухом. -

Воздух - Скажите, где вам легче дышится: здесь в помещении или на улице? (на улице дышится легче) - Знаете почему? На улице воздух чище, его там больше, он движется и легче уносит пыль. А в помещении ветра нет, и пылинки остаются, не выветриваются. Как вы думаете, для чего мы открываем форточки, когда идем гулять? (чтобы проветрить группу, чтобы воздух в группе стал чище)

-Воздух- А гуляем для чего? (чтобы дышать чистым свежим воздухом) - Скажите, ребята, я важен? Важен!

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде

В лужи, в море, в океане

И в водоворотном кране

Как сосулька замерзает,

В лес туманом выползает

На плите у нас кипит

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить:

Без нее нам не прожить

3 блок – Вода (шум воды, появляется вода, на экране водопад, река)

Воспитатель- Мы с вами пришли к выводу, что и огонь и воздух по-своему важны. А как мы решим на счет воды? Важна ли вода? Кому нужна вода? (вода нужна всем: людям, животным, растениям)

Вода- А для чего я нужна людям? Как человек использует воду? (мы пьем воду, готовим еду, умываемся водой, стираем бельё, моем игрушки, водой поливаем растения) - Верно, без воды не сделаешь очень многих простых дел, воду ничем не заменишь. - Какую воду мы пьем? (мы пьем кипяченую воду)

Воспитатель - Правильно, самая чистая кипяченая вода. - У меня два стакана с водой. Сравните воду в стаканах. Чем она отличается?

(в одном стакане вода - чистая, в другом – грязная (мутная)

- Какую воду можно использовать для мытья рук, для стирки белья, для варки супа? (чистую воду нужно использовать)

- Открою вам секрет, как из грязной воды сделать чистую. Воду в этом стакане (грязную, мутную) надо очистить. А сделать это можно с помощью фильтра.

- Берем фильтровачную бумагу сворачиваем конусом, вставляем в пустой стакан воронку, бумагу – получается фильтр. Наливаем грязную воду в стакан с фильтром.

У детей на столе два стакана: один пустой, другой с грязной водой, фильтр. Через фильтр дети сливают грязную воду в пустой стакан. Когда вся вода очистится, сравнить её с водой в стакане у воспитателя.

- Какой стала вода? (вода стала чистой)

- Что мы использовали, чтобы очистить воду? (использовали фильтр)

- Грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой. Но её можно использовать для мытья рук и посуды, стирки белья, а пить такую воду нельзя.

Вода - Теперь ответьте, важна ли я? (Важна!

Скажи мне, как правильно землю назвать?

Земля дорогая? Земля золотая?

Нет, лучше, наверное, сказать ей:

Родная! Земля наша милая,

Так ласковей будет звучать и вернее

Ведь все. Что мы любим,

Все создано ею:И горы, и реки, и лес. И цветы, И осень, и лето, и дождик и ты!

4 блок – Земля (пение птиц, появляется Земля)

- Мы с вами уже узнали, что стихии – вода, воздух и огонь – очень важны для человека! А важна ли земля? Что в ней такого особенного? Важного? Как вы думаете? (ответы детей)

Земля- земля – то, на чем всё держится: дома, растения, человек. Реки с водой тоже текут по земле. Её во все времена люди называли Земля – матушка, матушка – кормилица. - Почему? (Земля дает пищу для всех) - Верно. Издавна кормит людей матушка Земля. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь одну картофелину – вытащишь мешок картофеля. Земля у нас под ногами.

Воспитатель- Как называется самый верхний слой земли, в котором растут растения? (этот слой земли называется почва)

- Вспомните, какие растения мы с вами сажаем в почву в конце зимы? (лук, семена цветов)

- Правильно. А для чего мы сажаем лук? (чтобы вырастить зеленый лук, и есть витамины весной)

- Земля - а вы знаете как сажают лук. (сначала приготовить землю, -сделать углубление в почве, посадить луковицу донцем, полить водой)

Воспитатель- Верно. У нас все готово и мы сейчас займемся посадкой лука. (сажаем лук)

Земля- Скажите, ребята, важна ли я? (Земля важна и всем нужна)

Воспитатель -- Уважаемые ученые, давайте вспомним нашу сказку.

Что важнее: вода, воздух, земля, огонь (Все важно, и вода, и воздух, и земля, и огонь важны и нужны по-своему)

-А сейчас послушаем конец сказки.

- Услыхал этот спор человек и сказал: «Неужели вы не знаете, что для каждого из нас важны и земля, и вода, и воздух. И не о чем тут спорить!

(Все стихии выходят, берутся за руки и говорят: «Теперь мы будем все дружить, мы все важны для человека. »

Все стихии вручают детям угощение

Огонь-печенье, Воздух-воздушные шарики, Вода-компот, Земля –яблоки.

Воспитатель- желаю вам уважаемые ученые, продолжать исследовать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.

Recommended read: http://www.maam.ru