Учим детей любить стихи

Один из главных признаков готовности ребенка к школе – хорошо развитая память. Способности запоминать большие массивы информации ему помогают стихотворения, выученные наизусть. Таким образом, от того, как мы учим детей любить стихи. во многом зависит их готовность тренировать свою память. К тому же стихотворения помогают донести до малышей важную информацию в простой и легко воспринимаемой форме.

Как же приобщить ребенка к поэзии? Самый простой путь – воспользоваться «волшебным» словом «Надо!» Можно прибегнуть и уговорам, пойти на сделку: «Выучишь стихотворение – разрешу кино посмотреть». Но все это не то. Не будем забывать, что многие стихотворения для детей – это удивительные образцы классической литературы, помогающие привить малышам эстетику и вкус. заинтересовать их миром русской и зарубежной поэзии.

Значение стихов в воспитании

С.Я. Маршак, К. И. Чуковский, У. Де Ла Мер, С. Миллиган и другие авторы создали удивительный и прекрасный поэтический мир, пробуждающий фантазию детей. Образы, придуманные ими, оживают в их воображении и в простой, увлекательной форме доносят информацию о мире.

Например, малыша, который не любит умываться, можно «познакомить» с Мойдодыром, а неряшливой девочке прочесть «Федорино горе».

Разговаривая с ребенком о смелости, в качестве иллюстрации используйте «Вурдалака» А. С. Пушкина. Произведение прекрасно воспринимается детьми, потому что за внешней «жутью» в нем автор незло подсмеивается над мальчиком, трусливо принявшим собаку за чудовище.

Воспитывая в ребенке умение вести себя за столом, соблюдать этикет, можно сказать множество правильных слов о том, как некрасиво выглядят в обществе люди, не умеющие себя вести. А вот другой вариант: прочитайте вместе с ребенком «Обжору» С. Миллигана. Это наверняка произведет больший эффект.

Применяя произведения литературы для занятий, мы одновременно учим детей любить стихи и прививаем им понимание правильных поступков в различных ситуациях.

С чего начать?

Для того чтобы ребенок полюбил поэзию, приобщать его к ней нужно с рождения.

  • Песенки, которые вы ему напеваете, прибаутки, потешки, считалочки – все это образцы стихотворений, чаще всего народных. Эти произведения не случайно пережили века, их эффективность доказана многими поколениями
  • Как только малыш начнет говорить, ему будет важно слышать знакомые фразы, которые он постарается воспроизвести. Применяйте для упражнений короткие стихотворения А. Барто, С. Я Маршака. Ребенок сначала научится заканчивать фразы:

Идет бычок… (качается)

Вздыхает на…. (ходу)

Затем, по мере развития, сможет рассказать стихотворение полностью. Это для малыша большая победа и радость, поэтому важно эмоционально поддерживать его умение рассказывать стихи

  • Если ребенок посещает детсад, то время от времени ему будет выдаваться задание выучить стихотворение для утренников, детского театра, поздравления и т.д. Помогайте ему не просто заучить рифмованные строчки, а рассказать их с выражением, передавая голосом эмоции и смысл произведения. Для этого несколько раз сами выразительно прочтите его ребенку
  • Вообще для того чтобы учить детей любить стихи. нужно самим не быть равнодушными к поэзии. Спросите себя: кого из поэтов любите вы? Какие его стихи особенно близки вам? Что из любимого можете прочесть наизусть? Будьте готовы к тому, что ваш подросший ребенок спросит вас об этом, особенно если вы в раннем детстве часто говорите ему, что учить стихи полезно и необходимо
  • Включайте в программы детских домашних праздников стихотворные задания: закончить строчку в рифму, кто больше всех придумает рифм на слово «бочка», шуточные загадки-обманки, например:

Простой вопрос, для малышей:

Кого боится кот?

(Дети часто кричат: «Мышей!», но на самом деле, собак)

От таких развлечений удовольствие получают не только дети, но и взрослые

  • Обсуждайте с детьми стихотворения о природе, животных, праздниках, традициях русских классиков от Пушкина до поэтов «серебряного века». Поясняйте им смысл устаревших слов и выражений. Например, «Бородино» М. Ю. Лермонтова современный пятиклассник без помощи родителей и учителя просто не осилит. Разделяйте эмоции ребенка, если он переживает, вдумываясь в сюжет. Стихи воспитывают душу, умение сочувствовать, проникать в замысел автора. По мнению многих исследователей, они способны воздействовать на эмоции сильнее, чем проза. Прочтите, например, «В парке плакала девочка» И. Северянина. Простая бытовая зарисовка, а какая глубокая!

Полюбив стихи в раннем детстве, в будущем наши выросшие мальчики и девочки узнают новых поэтов. Возможно, это будут поэты-песенники, на творчестве которых вырастают поколения (вспомните В. Цоя, В. Высоцкого, Р. Рождественского и других), классики русской и зарубежной литературы или современные поэты. Главное – для них будет существовать мир любимых произведений, затрагивающих душу, а это в наш рассудочный век дорогого стоит.

nubira74, а я вот когда сейчас слушаю песни и слова в них барда Константина Никольского, почему-то ассоциирую с ним Вас.